Построение доверия к СМИ: аудитория и журналисты видят его по-разному, показывает новое исследование  

В то время как журналисты предпочитают фокусировать внимание на прозрачности и вовлеченности, аудиторию, судя по всему, больше волнует наследие бренда, стиль презентации и язык.

Этот материал — перевод анализа от Poynter. Прочесть оригинальный текст можно по ссылке.

 

Вечно актуальная тема «доверия к медиа»‎‎‎ в последнее время получает свежий подход. Несколько новых исследований показывают, что аудитория СМИ и журналисты разделяют разные мнения.

Институт изучения журналистики Reuters опубликовал отчет об исследовании, которое обнаружило, что журналисты, как правило, уделяют особое внимание прозрачности работы и человеческому взаимодействию с аудиторией. А вот аудитории более важны наследие и история бренда, а также стиль повествования и речь.

Это исследование входит в серию качественных отчетов Reuters. В отличие от предыдущих анализов, базой для которых служили опросы с большой выборкой, здесь исследование строится на фокус-группах и интервью. В частности, для данного анализа исследователи пообщались со 123 читателями и зрителями из Бразилии, Индии, Великобритании и США.

«Хотя некоторые зрители и читатели ясно понимают, что из себя представляют определенные бренды, и уже составили мнение об их работе, мы также обнаружили, что многие люди не так осведомлены — такой паттерн повторяется вне зависимости от страны, медиасреды и даже уровня доверия респондентов к СМИ,»‎ — пишут авторы. — «Вместо этого аудитория опирается на ярлыки, сформированные их предыдущим опытом,»‎ — включая их собственные взгляды и социальные сети.

Большое исследование 2,5 тысяч потребителей, проведенное ранее Американским институтом прессы (API) и коллегами, продемонстрировало такое же расхождение между журналистами и аудиторией. Прозрачность (как общественных институтов, так и самих изданий) оказалась не очень важна для опрошенных читателей. Не нашла отклика у них и пословица о том, что журналист обязан «утешать сокрушенных и сокрушать преуспевающих»‎. В целом API обнаружил, что всего 11% читателей согласны со всеми пятью основными ценностями журналистики (API относит к таковым: заботу, справедливость, преданность, авторитет и чистоту — прим. переводчика).

Выделим еще несколько моментов из отчета Reuters:

  • Для читателей грань между «располагающими»‎ и надежными источниками новостей размыта.
  • Аудитория не особо понимает принципы журналистской работы и мало обеспокоена этим — вместо этого оцениваются достоинства изложения.
  • «Работа отдельных журналистов, в отличие от ведущих на телевидении, часто менее заметна, а многие медийные деятели, которых выделили читатели и зрители — скандальные личности.»‎
  • «Распространено представление о предвзятости и скрытой повестке дня»‎. Многие читатели и зрители считают, что СМИ «контролируются»‎ различными силами, что ведет к скептицизму в отношении потребляемых медиа.
  • Освещение COVID-19 не оказало значительного влияния на уровень доверия к СМИ.
  • Доверие к информации в интернете оказалось низким, что напрямую влияет на формирование аудитории онлайн-медиа. «Поскольку многие считают цифровые медиа ненадежными, противоречивыми и даже опасными источниками информации, очевидна необходимость идти на компромиссы, если хочется работать на онлайн-площадках, привлекать новую аудиторию и взаимодействовать с ней.»‎

Третье исследование, опубликованное недавно, рассматривает другую тему — колонки с личным мнением в газетах. Джошуа Дарр, профессор университета штата Луизиана, вместе с редактором The Desert Sun в Палм Спрингс, Калифорния, на месяц увеличили объем редакционных и обзорных статей, посвященных местным проблемам, при этом полностью игнорируя вопросы национального значения.

В результате даже за такой короткий срок восприятие газеты как спорной, «поляризующей»‎‎ уменьшилось, что привлекло новых читателей. Показательный момент: по национальным вопросам авторов в рубрике op-ed (статья «напротив страницы редактора»‎; обычно это мнение приглашенного эксперта, которое может не совпадать с мнение редакции — прим. переводчика) и письма в редакцию часто выбирают за радикальную точку зрения, в то время как обсуждение местных проблем позволяет преодолеть пропасть между либералами и консерваторами.

Эта стратегия, о которой мы сообщали ранее, уже стала мини-трендом в индустрии. После успеха в газете The Kansas City Star, редактор редакционной полосы Коллин Нельсон начала курировать колонку мнений во всех 29 газетах группы McClatchy. Она делает упор на местные оригинальные репортажи с той мыслью, что читателей редко беспокоит одобрение национальных выборов или местные комментарии по национальным вопросам.

Все три исследования ценны тем, что дают встряску устоявшимся среди журналистов представлениям о том, что важно для аудитории и какие способы освещения событий укрепляют доверие.

Хотелось бы предупредить: хорошая практика хороша, даже если не дает немедленной и прямой отдачи. Прозрачность, например, как минимум проясняет самим журналистам, чего от них ожидают, а некоммерческим организациям открывает окно, откуда идут деньги. Кроме того, сейчас явно необходимы руководящие принципы, чтобы избежать тех «лежачих полицейских»‎ в соцсетях, игнорирование которых может привести к увольнению сотрудника.

Доверие к СМИ — это горячая тема, в которой велика вероятность застрять в информационном пузыре трюизмов, так что взгляд со стороны, основанный на данных и академических работах, лишь обогащает дискуссию.

 

Перевод: Алина Чебыкина

 

Читайте также:

Зачем нужна Общественная коллегия по жалобам на прессу

Спецпроект Коллегии: правда vs. вымысел

Как подать жалобу и зачем мне это нужно

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов