«Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», — говорится в Декларации прав ребенка ООН.
Дети действительно нуждаются в особой защите не только со стороны родителей, опекунов и общества, но и со стороны журналистов и представителей медиа.
В День защиты детей мы приводим основополагающие документы и статьи, которые помогут журналистам лучше понять, как работать с детьми и подростками, чтобы соблюсти главный закон — не навреди.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
В Конвенции ООН «О правах ребёнка» в статье 3 прописано золотое правило, которым должны руководствоваться люди, которые работают с детьми, в том числе и журналисты: «В процессе принятия решения взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях».
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ, ОСВЕЩАЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ОТ ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФ разработал разработал руководящие положения и принципы о том, как журналистам освещать проблемы детей таким образом, чтобы соблюдать интересы общественности, не ставя при этом под угрозу права детей.
Основные принципы:
- Во всех обстоятельствах уважайте достоинство и права каждого ребенка.
- Когда вы берете интервью у детей (и освещаете их проблемы), особенно тщательно соблюдайте право каждого ребенка на приватность и конфиденциальность, на то, чтобы его мнение было услышано, чтобы он мог участвовать в принятии решений, которые на нем отражаются, и мог быть защищен от нанесения вреда и от мести.
- Руководствуйтесь, в первую очередь, принципом наилучшего обеспечения интересов каждого ребенка, в том числе выступайте за решение проблем детей и за продвижение прав ребенка.
- Когда вы пытаетесь определить, что́ подразумевается под наилучшим обеспечением интересов того или иного ребенка, не забывайте о праве ребенка на то, чтобы его мнение принималось в расчет в соответствии с его возрастом и степенью зрелости.
- О политических, социальных и культурных последствиях любого репортажа советуйтесь с людьми, имеющими самое прямое отношение к ситуации ребенка и способными наиболее верно оценить ее.
- Не публикуйте тексты и изображения, способные поставить под угрозу самого ребенка, его братьев/сестер или его сверстников, даже в том случае, если его данные изменены, затушеваны или не публикуются.
Как интервьюировать детей:
- Не причиняйте вреда ни одному ребенку: избегайте вопросов, поведения или комментариев, которые являются оценочными, не учитывающими ценности его культурной среды, которые ставят ребенка под угрозу или унижают его, которые вызывают в его памяти боль в связи с пережитыми травматичными событиями.
- При отборе детей для интервью избегайте дискриминации по признаку пола, расы, возраста, религиозной принадлежности, статуса, образования и физических возможностей.
- Никаких постановок: не просите детей рассказывать истории и выполнять действия, не пережитые ими самими.
- Удостоверьтесь, что ребенок или его законный представитель знает, что говорит с репортером. Разъясните, как и с какой целью вы планируете использовать это интервью.
- Всегда получайте у ребенка и его законного представителя согласие на интервью, на видеозапись и, если возможно, на документальную фотосъемку. По возможности и при необходимости это согласие должно быть письменным. Такое согласие должно быть получено с соблюдением условий, при которых было бы понятно, что ребенка и законного представителя никоим образом не принуждали, и они понимают, что материалы о них могут быть распространены в местном сообществе и по всему миру. Для этого согласие обязательно должно спрашиваться на родном языке ребенка и выдаваться ребенком только по совещании со взрослым, которому ребенок доверяет.
- Будьте внимательны к тому, где и как интервьюируется ребенок. Ограничивайте число интервьюеров и фотографов. Старайтесь убедиться, что ребенок чувствует себя свободно и способен рассказать свою историю без внешнего давления, в том числе со стороны интервьюера. При создании фильмов, видео- и радиоинтервью учитывайте то, как выбранный зрительный или звуковой фон может влиять на восприятие публикой данного ребенка, его жизни и истории. Позаботьтесь о том, чтобы демонстрация домашней обстановки, сообщества или общего местонахождения ребенка не мог подвергнуть его опасности и отрицательно отразиться на нем.
КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ
Аутизм и медиа — мы написали целую статью об особенностях работы с детьми с расстройствами аутического спектра, почитайте.
Главное, чем могут помочь медиа аутичным людям — это распространением информации. Говорить о людях и для них. Говорить честно, открыто, непредвзято и этично — вот что могут СМИ в первую очередь.
Как правильно говорить и писать об аутизме
Очень важно чутко, точно и позитивно говорить об аутизме в средствах массовой информации. Аутичные люди и их семьи хотят, чтобы общество понимало как проблемы, так и сильные стороны, связанные с аутизмом, и было более инклюзивным и чутким.
Выше мы поговорили о семантических нюансах и постарались чуть больше рассказать о мире аутичных людей. Обратимся теперь к главному вопросу — как вести себя, когда твой герой — аутист? Ниже мы перевели для вас советы для журналистов от Британской национальной благотворительной организации по исследованию аутизма (советы написаны аутистами).
- Спросите нас, как мы хотели бы общаться — например, нам может не нравиться разговаривать по телефону.
- Не думайте, что мы грубим, потому что реагируем честно или избегаем пожимать вам руку.
- Не ожидайте зрительного контакта. Для некоторых из нас это трудно, и слушать легче, если мы отворачиваемся.
- Будьте терпеливы и понимающи. Нам может потребоваться больше времени, чтобы понять смысл ваших слов, дайте нам немного времени, если нам это нужно.
- Относитесь к аутистам с уважением. Если мы молчим или ведем себя по-другому, не говорите с нами свысока, относитесь к нам как к равным.
- Не печалься, что мы аутисты. Просто так мы воспринимаем мир. Иногда это сложно, но мы не были бы такими же, если бы не были аутистами.
- Делайте то, что говорите, и выполняйте свои обещания. Не говорите, что позвоните через 5 минут, если вы имеете в виду пятнадцать. Если вы говорите, что интервью определенно состоится, не отменяйте его в последнюю минуту.
- Дайте нам как можно больше информации заранее. Вопросы заранее, карты и картинки действительно могут помочь свести к минимуму беспокойство.
- Задавайте нам прямые вопросы, а не расплывчатые открытые вопросы.
Также вы можете прочитать советы от Национального аутистического общества «Как писать и говорить об аутизме», также относящиеся по большей части к семантике и конкретным определениям, которые стоит использовать и которых наоборот нужно избегать при общении с аутистами или подготовке материала на эту тему (материал на английском, однако вы вновь можете воспользоваться встроенным в браузер Chrome переводчиком для автоматического перевода всей страницы).