Как журналистам работать с детьми и подростками?

«Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», — говорится в Декларации прав ребенка ООН.

Дети действительно нуждаются в особой защите не только со стороны родителей, опекунов и общества, но и со стороны журналистов и представителей медиа.

В День защиты детей мы приводим основополагающие документы и статьи, которые помогут журналистам лучше понять, как работать с детьми и подростками, чтобы соблюсти главный закон — не навреди.

 

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

В Конвенции ООН «О правах ребёнка» в статье 3 прописано золотое правило, которым должны руководствоваться люди, которые работают с детьми, в том числе и журналисты: «В процессе принятия решения взрослые должны думать о том, как их решения скажутся на детях».  

 

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ, ОСВЕЩАЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ОТ ЮНИСЕФ

 

ЮНИСЕФ разработал разработал руководящие положения и принципы о том, как журналистам освещать проблемы детей таким образом, чтобы соблюдать интересы общественности, не ставя при этом под угрозу права детей.

 

Основные принципы:

  1. Во всех обстоятельствах уважайте достоинство и права каждого ребенка.
  2. Когда вы берете интервью у детей (и освещаете их проблемы), особенно тщательно соблюдайте право каждого ребенка на приватность и конфиденциальность, на то, чтобы его мнение было услышано, чтобы он мог участвовать в принятии решений, которые на нем отражаются, и мог быть защищен от нанесения вреда и от мести. 
  3. Руководствуйтесь, в первую очередь, принципом наилучшего обеспечения интересов каждого ребенка, в том числе выступайте за решение проблем детей и за продвижение прав ребенка.
  4. Когда вы пытаетесь определить, что́ подразумевается под наилучшим обеспечением интересов того или иного ребенка, не забывайте о праве ребенка на то, чтобы его мнение принималось в расчет в соответствии с его возрастом и степенью зрелости.
  5. О политических, социальных и культурных последствиях любого репортажа советуйтесь с людьми, имеющими самое прямое отношение к ситуации ребенка и способными наиболее верно оценить ее.
  6. Не публикуйте тексты и изображения, способные поставить под угрозу самого ребенка, его братьев/сестер или его сверстников, даже в том случае, если его данные изменены, затушеваны или не публикуются.

 

Как интервьюировать детей:

  1. Не причиняйте вреда ни одному ребенку: избегайте вопросов, поведения или комментариев, которые являются оценочными, не учитывающими ценности его культурной среды,  которые ставят ребенка под угрозу или унижают его, которые вызывают в его памяти боль в связи с пережитыми травматичными событиями.
  2. При отборе детей для интервью избегайте дискриминации по признаку пола, расы, возраста, религиозной принадлежности, статуса, образования и физических возможностей.
  3. Никаких постановок: не просите детей рассказывать истории и выполнять действия, не пережитые ими самими.
  4. Удостоверьтесь, что ребенок или его законный представитель знает, что говорит с репортером. Разъясните, как и с какой целью вы планируете использовать это интервью. 
  5. Всегда получайте у ребенка и его законного представителя согласие на интервью, на видеозапись и, если возможно, на документальную фотосъемку. По возможности и при необходимости это согласие должно быть письменным. Такое согласие должно быть получено с соблюдением условий, при которых было бы понятно, что ребенка и законного представителя никоим образом не принуждали, и они понимают, что материалы о них могут быть распространены в местном сообществе и по всему миру. Для этого согласие обязательно должно спрашиваться на родном языке ребенка и выдаваться ребенком только по совещании со взрослым, которому ребенок доверяет.
  6. Будьте внимательны к тому, где и как интервьюируется ребенок. Ограничивайте число интервьюеров и фотографов. Старайтесь убедиться, что ребенок чувствует себя свободно и способен рассказать свою историю без внешнего давления, в том числе со стороны интервьюера. При создании фильмов, видео- и радиоинтервью учитывайте то, как выбранный зрительный или звуковой фон может влиять на восприятие публикой данного ребенка, его жизни и истории. Позаботьтесь о том, чтобы демонстрация домашней обстановки, сообщества или общего местонахождения ребенка не мог подвергнуть его опасности и отрицательно отразиться на нем.

 

 

 

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ

Аутизм и медиа — мы написали целую статью об особенностях работы с детьми с расстройствами аутического спектра, почитайте.

Главное, чем могут помочь медиа аутичным людям — это распространением информации. Говорить о людях и для них. Говорить честно, открыто, непредвзято и этично — вот что могут СМИ в первую очередь.

 

Как правильно говорить и писать об аутизме

Очень важно чутко, точно и позитивно говорить об аутизме в средствах массовой информации. Аутичные люди и их семьи хотят, чтобы общество понимало как проблемы, так и сильные стороны, связанные с аутизмом, и было более инклюзивным и чутким.

Выше мы поговорили о семантических нюансах и постарались чуть больше рассказать о мире аутичных людей. Обратимся теперь к главному вопросу — как вести себя, когда твой герой — аутист? Ниже мы перевели для вас советы для журналистов от Британской национальной благотворительной организации по исследованию аутизма (советы написаны аутистами).

  • Спросите нас, как мы хотели бы общаться — например, нам может не нравиться разговаривать по телефону.
  • Не думайте, что мы грубим, потому что реагируем честно или избегаем пожимать вам руку.
  • Не ожидайте зрительного контакта. Для некоторых из нас это трудно, и слушать легче, если мы отворачиваемся.
  • Будьте терпеливы и понимающи. Нам может потребоваться больше времени, чтобы понять смысл ваших слов, дайте нам немного времени, если нам это нужно.
  • Относитесь к аутистам с уважением. Если мы молчим или ведем себя по-другому, не говорите с нами свысока, относитесь к нам как к равным.
  • Не печалься, что мы аутисты. Просто так мы воспринимаем мир. Иногда это сложно, но мы не были бы такими же, если бы не были аутистами.
  • Делайте то, что говорите, и выполняйте свои обещания. Не говорите, что позвоните через 5 минут, если вы имеете в виду пятнадцать. Если вы говорите, что интервью определенно состоится, не отменяйте его в последнюю минуту.
  • Дайте нам как можно больше информации заранее. Вопросы заранее, карты и картинки действительно могут помочь свести к минимуму беспокойство.
  • Задавайте нам прямые вопросы, а не расплывчатые открытые вопросы.

Также вы можете прочитать советы от Национального аутистического общества «Как писать и говорить об аутизме», также относящиеся по большей части к семантике и конкретным определениям, которые стоит использовать и которых наоборот нужно избегать при общении с аутистами или подготовке материала на эту тему (материал на английском, однако вы вновь можете воспользоваться встроенным в браузер Chrome переводчиком для автоматического перевода всей страницы).

 

 

 

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов