Мнение эксперта С.К.Шайхитдиновой
о публикации Виктории Гудковой
«Где искать правду?»
Мнение резюмирует итоги проведенного исследования.
Эксперт-исследователь: Шайхитдинова Светлана Каимовна, зав.кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор, д.филос.н.; к.филол. н. по специальности «журналистика»; стаж работы в практич. жур-ке – 6 лет; опыт производства экспертных заключений по конфликтным текстам массовой информации – с 1997 года.
Время и место проведения исследования: 25 января – 10 февраля 2016г.; Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций ИСФН КФУ, г.Казань, ул профессора Нужина, д.37/11.
Лицо, назначившее проведение исследования:Казаков Юрий Венедиктович, представитель палаты медиа-аудитории Общественной коллегии по жалобам на прессу.
Материалы, предоставленные исследователю:
- Жалоба в Общественную коллегию по жалобам на прессу Левыкиной Русланы Геннадьевны, представителя управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области;
- Опровержение с сопроводительным письмом управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области в редакцию газеты «Аргументы и Факты»;
- 3. Печатная версия материала Виктории Гудковой «Где искать правду? Кому в глубинке жить хорошо?», опубликованного в еженедельнике «Аргументы и факты» №50, 9 декабря 2015 года (в электронной версии еженедельника данный текст помещен 11 декабря 2015 года с заголовком «Оазис неблагополучия». “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область». Режим доступа: http://www.aif.ru/money/economy/1857188 ).
Вопросы, поставленные перед экспертом:
- Является ли публикация газеты«Аргументы и факты» от 9 декабря 2015г.«Где искать правду?»(автор Виктория Гудкова) заказным?
- Содержатся ли в публикации газеты «Аргументы и факты» от 9 декабря 2015г. «Где искать правду?»недостоверные сведения и нарушение других норм профессиональной этики?
Методология исследования базируется:
- на теории медиатекста и его форматов [Пронин 1984, Основы 2000], на теории и социологии журналистики [Прохоров, 2001, СМИ в меняющейся России 2010, Фомичева, 2002, 2007, Фролова 2009, 2014], на подходах и понятиях нормативной теории прессы [Шайхитдинова 2007, 2011], профессиональной этики журналиста, воплощенной в деонтологических документах и материалах международного и российского профессиональных сообществ журналистов [Профессиональная этика 2004].
Характеристика объекта исследования
Публикация Виктории Гудковой представляет собой материал объемом в 7 000 знаков, который по жанру может квалифицироваться как корреспонденция. Заголовок «Где искать правду?» сопровождается лидом (выделенным вводным абзацем), который гласит: «“Аиф” продолжает серию внезапных проверок регионов РФ. Оправдывает ли местная власть надежды своих избирателей? Всё ли знает про их нужды? В этот раз наш корреспондент побывал в Липецкой области».
На сайте данный материал помещен с заглавием «Оазис неблагополучия». “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область». Под лидом снимок с подписью: «Липецкая область: 15 лет в великую реку хлещут нечистоты». Публикация структурирована четырьмя подзаголовками: «Липецкое метро», « “Землю насилуют”», «Цветёт и пахнет?», «Под “кирпич”». Текст под первым подзаголовком заканчивается инфографикой, на которой приводится статистика Росстата по Липецкой области. В корреспонденцию включены три фотографии и три обличительных заголовка, представляющих собой гиперссылки на тексты такого же плана о других регионах России, в которых побывал «АиФ».
Цель публикации определяется включенностью в обозначенную серию материалов, о чем упоминается в лиде – «внезапная проверка регионов». Оперативный повод для поездки в Липецкую область изложен в первом абзаце: «Недавно её губернатор Олег Королёв рассказал президенту о том, как хороша социально-экономическая ситуация в этом регионе. Корреспондент “АиФ” срочно отправился в “оазис благополучия”, чтобы узнать секреты его процветания... ».
Выводы исследования
Вывод 1
Публикация Виктории Гудковой «Где искать правду?» не является заказной.
Пояснение
Заказной характер критической публикации может быть определен через выявление и сопоставление «мишени» критики и предмета критики.
В анализируемой публикации критика направлена в адрес власти, которая не представлена конкретными именами руководителей, нет разделения на городскую и областную власть, не конкретизированы ее отдельные институты. Губернатор упомянут единожды, в самом начале публикации в нейтральном контексте.
Вся область целиком не может выступать заказной «мишенью». Как нам видится, в текстах жалобы и опровержения допущение заказного характера корреспонденции в «АиФ» базируется на бюрократической подмене: область идентифицируется с представляющей ее властью.
Предметом критики в анализируемом материале является недостаточное внимание властных органов к нуждам простых людей, бездействие власти в решении насущных вопросов. Еженедельник поднимает эту тему, как показывает анализ, от лица самих людей. Им по праву предоставляется слово как заинтересованной стороне в вопросе выявления успешности-неуспешности развития региона: губернатор рапортовал президенту, что все хорошо, а о чем говорят сами липчане? Т.е. газета поднимает общественно значимую проблему отношения власти и общества, становясь представителем гражданской общественности, населения области в целом.
В этом и заключается назначение «массовой журналистики» [6,8, 10]. На примере большого массива исследований содержания современных российских СМИ теоретики журналистики говорят о том, что хотя «МК», «КП», «АиФ» концептуально различны, именно издания такого типа снискали наибольшую популярность у широкой аудитории тем, что описывают повседневность, миры простых людей, - то, что и представляет социальную сферу социума [8]. Традиция «народных газет» берет начало с дореволюционной эпохи. Поддержка этой традиции обеспечивает «АиФ» славу одного из успешных газетных предприятий модернизирующейся России [2, с.30]. В этом контексте основной «заказ» для редакции – заказ массовой аудитории, в качестве представителя интересов и защитником которой позиционирует себя еженедельник.
Сопоставление анализируемого материала с публикациями, составившими начатую «АиФ» серию «внезапных проверок регионов» свидетельствует об отсутствии каких-либо особых текстологических «примет», отличавших бы публикацию, посвященную Липецкой области. Стиль изложения, критическая направленность, источники информации обнаруживают общность подхода по отношению ко всем регионам, в которые выезжали журналисты.
Вывод 2
В публикации газеты «Аргументы и факты» от 9 декабря 2015г. «Где искать правду?» не содержатся недостоверные сведения, принцип объективности не нарушен.
Пояснение
В опровержении управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области, направленном в редакцию, указывается что «Подбор экспертов, интерпретация событий и фактов, а также аргументация, используемая автором материала, говорит о совершенно односторонней, можно сказать заказной, подаче информации. В материале не представляются несколько точек зрения на одну и ту же проблему, как того требует журналистская этика, а наоборот все события и факты (даже позитивные) интерпретированы как негативные для региона».
«Подбор экспертов». Использование данной терминологии обнаруживает, что «Аргументы и факты» рассматриваются оппонирующей стороной в качестве элемента деловой коммуникации, которая имеет свои правила построения. Между тем, речь идет о «народной газете», «массовой журналистике» (см. Пояснение к Выводу 1), для которой характерен иной подбор основных субъектов коммуникации – газета предстает трибуной для «простых людей» [9, 10,11]. Их прямая речь составляет больше четверти объема материала – 1800 знаков
Источниками информации для корреспондента Виктории Гудковой выступили: Анатолий Сиротин, руководитель фракции коммунистов в областном Совете депутатов, Александр Пешков, механизатор из Усманского района, Сергей Валетов, президент организации содействия и помощи офицерам и членам их семей «Честь имею», блогер Роман Кришталь, «шестеро крепких мужиков, бывших депутатов Долгоруковского муниципального района», Юрий Сухотерин из села Доброе, общественный активист Василий Андрух.
«Несколько точек зрения на одну и ту же проблему», - это выражение также можно отнести к дискурсу деловой (чтобы не сказать «бюрократической») коммуникации. Очевидно, что в случае с анализируемой публикацией речь идет не о проблеме, решаемой обменом «точками зрения» или беседой экспертов. Речь – о нуждах и чаяниях населения области – экология, малый и средний бизнес, справедливый суд (об этом «кричит» заголовок корреспонденции), речь о том, что властные органы их плохо слышат.
Информационный спор затрагивает вопрос столкновения социальных интересов, вопрос о том, какими способами последние продвигаются в публичное пространство. В этом, как и во всем остальном, системные субъекты имеют в сравнении с физическими лицами ресурсные преимущества. Областная власть уже вбросила нужную ей информацию о Липецкой области («губернатор Олег Королёв рассказал президенту о том, как хороша социально-экономическая ситуация в этом регионе»). Газета спешит дать слово отдельным гражданам, чем и обеспечивает соблюдение принципа объективности, журналистской этики в целом [5, 6, 12]. Если бы не было этой обратной связи, тогда бы как раз и получилось «односторонняя подача» темы.
«Интерпретация событий и фактов, а также аргументация, используемая автором материала», как показывает наш анализ, в полной мере соответствует правилам подачи информации, принятым в «народной газете», в «массовой журналистике». Отправной точкой в формировании профессиональной «книги стилей», существующей на любом медиапредприятии, являются особенности потенциальной аудитории. На восприятие обыденного сознания читателей «АиФ» ориентированы лаконичные форматы (маленький объем материалов), простота, подчеркнутая драматургия изложения, наглядность [9, 11]. Какой бы сложной поднимаемая тема ни была, о ней надо говорить просто и коротко, что и демонстрирует публикация Виктории Гудковой.
Подобный стиль определяет особенности подбора фактов. Они базируются на мнениях простых людей, т.е. несут элемент образного обобщения. Кроме отсыла к конкретным событиям, происшествиям и т.п. факты такого рода содержат информацию о состояниях. Документальность такой информации обеспечивается свидетельством «очевидцев», «включенных наблюдателей», которые рассказывают о том, как они живут. Поэтому любые ответные суждения, которые построены на статистике, на перечислении частичных мер и планируемых действий, логически не могут опровергнуть высказывание о том, что человеку «плохо живется». Это доказывает направленное в редакцию Опровержение управления по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области. В нем по существу не опровергнуто ни одно из утверждений, приведенных в публикации Виктории Гудковой.
Линейки типологических соответствий предмета и способов его подачи, а также вариации стандартов стиля в зависимости от типа источника информации прописаны в учебниках по журналистике [1,2,3,11] и не могут меняться в угоду даже самым благим пожеланиям. Это означает, к примеру, что таблоидный формат издания не предполагает публикацию опровержений и работу с его авторами (иначе у критично настроенного издания не осталось бы места для собственных материалов, а работники редакции только бы и занимались доказыванием своей правоты неудовлетворенным оппонентам).
Вывод 3
Настойчивое оппонирование автору и изданию, поднимающему общественно значимую тему, может квалифицироваться как воспрепятствование деятельности журналиста.
Пояснение
Дело газеты – сигнализировать «снизу», а дело властных органов – не идти в глухую оппозицию в ответ, закрываясь цифрами самоотчета, а разбираться по существу вопроса, не смещая при этом акценты на то, кто это сказал, как сказал и пр.
Краткие ответы на поставленные перед экспертом вопросы:
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что публикация газеты«Аргументы и факты» от 9 декабря 2015г.«Где искать правду?» (в Интернет-версии от 11 декабря 2015 года материал опубликован под названием «Оазис неблагополучия». “АиФ” приехал с проверкой в Липецкую область»), автор - Виктория Гудкова,
- не является заказной, несущей недостоверные сведения;
- в ней не содержится нарушений профессиональных и этических стандартов деятельности журналиста.
Литература
- СМИ в меняющейся России. М., 2010.
- Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
- Основы творческой деятельности журналиста. Коллективная монография. СПб, 2000
- Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. Автореф.дис.на соиск. ст. докт.н. по спец-ти 10.01.10 «журналистика». М., 1984
- Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / Под ред. Ю.В.Казакова. М., 2004
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001
- СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. М., 2010
- Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. М., 2014
- Фролова Т.И. Человек и его мир в гуманитарной повестке дня. М., 2009
- Фомичева И.Д. СМИ как партиципарная коммуникация. М., 2002
- Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007
- Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. Казань, 2007
- Шайхитдинова С.К. Экспертиза тестов массовой коммуникации как исследование / Культурологическая экспертиза. Теоретические модели и практический опыт. Коллективная монография / Под ред. В.А. Рабоша, Л.В.Никифоровой, Н.А. Кривич СПб., 2011. С.243-263