РЕШЕНИЕ
Казанской коллегии по жалобам на прессу
«О жалобе Диляры Нурметовой на публикацию «Собчак & Красовский: Дорога к храму», опубликованную на странице Интернет-ресурса «Сноб»
г. Казань, 31 октября, 2016 г. №2
На четвертом заседании Казанская коллегия по жалобам на прессу в составе председателя палаты медиа-сообщества Светланы Шайхитдиновой, членов палаты: Зуфара Закирова, Ильдара Закирова, Нины Киркиной, Инны Серовой; председателя палаты медиа-аудитории Риммы Ратниковой, членов палаты: Васила Гарифуллина, Этери Ильиной, Розы Ситдиковой, Леонида Толчинского в присутствии журналистов и руководителей СМИ Республики Татарстан, участвующих в семинаре-практикуме «Саморегулирование как самозащита профессии» (Казань, 31.10-1.11.2016), а также студентов и магистрантов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета завершила рассмотрение жалобы Диляры Нурметовой на публикацию «Собчак & Красовский: Дорога к храму», опубликованную на странице Интернет-ресурса «Сноб» (URL: http://snob.ru/selected/entry/93638)
Позиция заявителя.
С точки зрения Диляры Нурметовой, изложенной в жалобе, возможно, допущено оскорбление чувств религиозных верующих в данной части материала, где корреспонденты беседуют с имамом мечети (слова корреспондентов о том, что Ислам - религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы, деформация фактов. Корреспондент Красовский: «Вам не кажется, что это сексизм? Я понимаю, что в мире, в котором отрезают головы, само слово «сексизм» звучит смешно». («В мире, в котором отрезают головы»). Собчак (явно с иронией, видно из контекста): «Не, ну действительно, не все мусульмане хотят кому-то отрубить голову». Имам Шамиль Аляутдинов: “Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано". Собчак: Вот ты идешь в мир и смотришь: где женщины более счастливы, где мужчины более счастливы?» (подтекст: мусульмане-женщины несчастны). Имам Шамиль Аляутдинов: «Тенденция эта велика, потому что не пьют, не курят, то есть вредных привычек нет. Зато есть ответственность». Через час Собчак получила от Красовского SMS: «Все же нет». «Нет, конечно, — ответил она, — а почему?» «Потому что нельзя все время рассказывать, какой ты ответственный, утверждая при этом, что за все твои беды ответственны США. Так не победим!» (контекст: мусульмане неответственны - дискриминация по признаку вероисповедания, возможно). Кроме того, в конце этой части (первая часть - разговор с имамом мечети) большого интервью есть слова: «...Символ победы над Американским Заговором — кирпичная мечеть нелетающим протоном нацелилась в небеса...» (оскорбление чувств верующих). Также в материале представлена фотография, где корреспондент Собчак сидит в мечети босиком, - в мечеть запрещается входить без обуви - демонстрация в СМИ неуважения к представителям религии, верующим.
Позиция адресата жалобы осталась неизвестной, поскольку он на заседание коллегии не явился.
Мнение эксперта.
Экспертом по жалобе выступила Шайхитдинова Светлана Каимовна, профессор, зав.кафедрой журналистики Высшей школы журналистики и медиакомуникаций КФУ, опыт производства экспертных мнений – с 1997 года.
1) Перед экспертом были поставлены вопросы: Содержатся ли в публикации «Собчак & Красовский: Дорога к храму» нарушения норм профессиональной этики журналиста? Если «да», то в каких фрагментах текста?
2) Содержатся ли в названной публикации сведения, оскорбляющие чувства верующих?
В результате проведенного исследования эксперт пришел к следующим выводам:
Вывод 1. В материале «Собчак & Красовский: Дорога к храму» содержатся сведения, которые нарушают принципы профессиональной этики журналиста, такие как: объективность, недопустимость дискриминации по конфессиональному признаку, недопустимость распространения сведений, поддерживающих социальную рознь. Эти сведения содержатся в речи авторов публикации Ксении Собчак и Антона Красовского.
Пояснение. Стеб в качестве стилевого приема обнаруживает идейное отсутствие социально ответственной журналистики в публикации: подобно форматам агитации и пропаганды анализируемый текст является монологическим, даже тоталитарным, не допускающим никаких других точек зрения кроме авторской. Ответы интервьюируемого на поставленные вопросы интерпретируются и концептуализируются строго на основе дискурсивной идеологии обозначенного Интернет-ресурса. В этом и заключается основное нарушение профессиональной этики: под видом журналистского формата (интервью полилог с репортажными вставками, иллюзия авторской свободы) потребителю продвигается информационный продукт с тенденциозным контентом.
Вывод 2. В материале «Собчак & Красовский: Дорога к храму» не содержатся сведения, оскорбляющие религиозные чувства мусульман. Конструирование и распространение негативных стереотипов об исламе и других конфессиях является частью бизнес-проекта «Сноб» и характеризует меру социальной ответственности отечественного медиабизнеса.
Пояснение. Субъективное ощущение задетых религиозных чувств может возникнуть в адрес коротких юбок, в адрес анонимных комментариев в сетях, в адрес некорректных высказываний в СМИ и т.д. Поводов для эмоциональных реакций верующих в социальной жизни предостаточно. Представляется, что религиозная общность – это общность духовная, проявляющая свое единство в символической религиозной жизни и не нуждающаяся в демонстрации «единства оскорбленных чувств» в жизни социальной. Проблемы культуры медиаповедения возмутителей спокойствия в случаях, где нет необходимости заявлять о коллективной воле, нацеленной на защиту религиозных святынь, должны, по нашему мнению, остаться собственными проблемами этих возмутителей.
Позиция членов коллегии, которую выразили выступавшие, неоднозначна. С одной стороны, было отмечено, что публикация на сайте «Сноб» не противоречит стилю, принятому на данном ресурсе и, согласно принятым на этом ресурсе правилам, выполнена она профессионально. С другой стороны, публикация в полной мере игнорирует чувства верующих, которые, впрочем, не являются целевой аудиторией данного ресурса.
С учетом всего изложенного Казанская коллегия приняла следующее решение:
1. Казанская коллегия полагает, что замечание относительно того, что верующие не входят в целевую аудиторию электронного ресурса «Сноб», не может служить оправданием провокационного по отношению к ним характера публикации «Собчак & Красовский: Дорога к храму». Условия Интернета создают общее для всех пользователей поле доступности материалов.
2. Казанская коллегия рассматривает интервью с имамом и другими духовными лицами, представляющими религиозные конфессии в стране, как публикацию на общественно значимую тему и считает неприемлемым для авторов, которые берутся эту тему освещать, образ «шута».
3. Казанская коллегия исходит из того, что стеб по отношению к теме религии в повестке дня информационных источников с массовой аудиторией неуместен.
4. Казанская коллегия рассматривает стеб как стилевой (манипулятивный) прием, нарушающий профессионально-этический принцип объективности, что выражается в невозможности вступить в диалог с позицией авторов.
5. Членами коллегии и присутствовавшими на заседании участниками семинара «Саморегулирование как самозащита профессии» приняты к сведению следующие тезисы-рекомендации по освещению темы религии в СМИ (разработано в Высшей школе журналистики и медиакоммуникации КФУ):
а). Тема религии не может быть приравнена к другим темам в СМИ в силу ее тесной соотнесенности с духовной жизнью человека и общества. Журналистам важно учитывать такой сегмент аудитории, как верующие. Игнорирование их религиозных чувств сопряжено с риском общественной напряженности. В настоящее время это особенно актуально для темы ислама.
б). Тема религии, будучи оторвана от духовной теологической традиции, вовлекается в «коммуникативные гибриды», становится открытой для политических подтекстов. Крайним проявлением идеологизации темы религии становится язык вражды. В текстах о псевдоисламе он проявляет себя в идеологии человеконенавистничества.
в). Применение в освещении темы религии таких опасных коммуникативных стратегий, как провокация, стеб, троллинг, представляет собой дискриминацию верующих и может быть использовано в информационной войне. Противостояние этому возможно в рамках двух нормативных теорий прессы - национального развития и социальной ответственности.
г). Созидательное начало теории национального развития прессы (представлена в лице этнической журналистики в разных регионах России) заключается в возврате к истокам, в сохранении в современных медиатекстах типологических особенностей произведений с сакральными смыслами, в расположенности к этноконфессиональному диалогу. Положительный опыт реализован в ряде татароязычных СМИ такой мусульманской республики, как Республика Татарстан.
д). Следование концепции социальной ответственности прессы способствует формированию медиатекстов с функцией просвещения. В этом случае в освещении темы религии особую роль играет личность автора, его духовно-нравственная зрелость, способность сопереживать «Другому». Как журналист он не зависит от массовых и профессиональных стереотипов о религии и способен поднять медиатекст до уровня публицистического произведения.
6. Коллегия просит:
- распространить информацию о данном решении через сайт Союза журналистов Республики Татарстан;
- обсудить решение на занятиях со студентами.
Решение принято консенсусом.
Председательствующий,
Р.А. Ратникова