Решение Казанской коллегии - Страница 9

Оглавление

 

РЕШЕНИЕ

Казанской коллегии по жалобам на прессу

«О жалобе Диляры Нурметовой на публикацию «Собчак & Красовский: Дорога к храму», опубликованную на странице Интернет-ресурса «Сноб»

 

г. Казань, 31 октября, 2016 г. №2

 

На четвертом заседании Казанская коллегия по жалобам на прессу в составе председателя палаты медиа-сообщества Светланы Шайхитдиновой, членов палаты: Зуфара Закирова, Ильдара Закирова, Нины Киркиной, Инны Серовой; председателя палаты медиа-аудитории Риммы Ратниковой, членов палаты: Васила Гарифуллина, Этери Ильиной, Розы Ситдиковой, Леонида Толчинского в присутствии журналистов и руководителей СМИ Республики Татарстан, участвующих в семинаре-практикуме «Саморегулирование как самозащита профессии» (Казань, 31.10-1.11.2016), а также студентов и магистрантов Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета завершила рассмотрение жалобы Диляры Нурметовой на публикацию «Собчак & Красовский: Дорога к храму», опубликованную на странице Интернет-ресурса «Сноб» (URL: http://snob.ru/selected/entry/93638)

 

Позиция заявителя.

С точки зрения Диляры Нурметовой, изложенной в жалобе, возможно, допущено оскорбление чувств религиозных верующих в данной части материала, где корреспонденты беседуют с имамом мечети (слова корреспондентов о том, что Ислам - религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы, деформация фактов. Корреспондент Красовский: «Вам не кажется, что это сексизм? Я понимаю, что в мире, в котором отрезают головы, само слово «сексизм» звучит смешно». («В мире, в котором отрезают головы»). Собчак (явно с иронией, видно из контекста): «Не, ну действительно, не все мусульмане хотят кому-то отрубить голову». Имам Шамиль Аляутдинов: “Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано". Собчак: Вот ты идешь в мир и смотришь: где женщины более счастливы, где мужчины более счастливы?» (подтекст: мусульмане-женщины несчастны). Имам Шамиль Аляутдинов: «Тенденция эта велика, потому что не пьют, не курят, то есть вредных привычек нет. Зато есть ответственность». Через час Собчак получила от Красовского SMS: «Все же нет». «Нет, конечно, — ответил она, — а почему?» «Потому что нельзя все время рассказывать, какой ты ответственный, утверждая при этом, что за все твои беды ответственны США. Так не победим!» (контекст: мусульмане неответственны - дискриминация по признаку вероисповедания, возможно). Кроме того, в конце этой части (первая часть - разговор с имамом мечети) большого интервью есть слова: «...Символ победы над Американским Заговором — кирпичная мечеть нелетающим протоном нацелилась в небеса...» (оскорбление чувств верующих). Также в материале представлена фотография, где корреспондент Собчак сидит в мечети босиком, - в мечеть запрещается входить без обуви - демонстрация в СМИ неуважения к представителям религии, верующим.

Позиция адресата жалобы осталась неизвестной, поскольку он на заседание коллегии не явился.

Мнение эксперта.

Экспертом по жалобе выступила Шайхитдинова Светлана Каимовна, профессор, зав.кафедрой журналистики Высшей школы журналистики и медиакомуникаций КФУ, опыт производства экспертных мнений – с 1997 года.

1) Перед экспертом были поставлены вопросы: Содержатся ли в публикации «Собчак & Красовский: Дорога к храму» нарушения норм профессиональной этики журналиста? Если «да», то в каких фрагментах текста?

2) Содержатся ли в названной публикации сведения, оскорбляющие чувства верующих?

В результате проведенного исследования эксперт пришел к следующим выводам:

Вывод 1. В материале «Собчак & Красовский: Дорога к храму» содержатся сведения, которые нарушают принципы профессиональной этики журналиста, такие как: объективность, недопустимость дискриминации по конфессиональному признаку, недопустимость распространения сведений, поддерживающих социальную рознь. Эти сведения содержатся в речи авторов публикации Ксении Собчак и Антона Красовского.

Пояснение. Стеб в качестве стилевого приема обнаруживает идейное отсутствие социально ответственной журналистики в публикации: подобно форматам агитации и пропаганды анализируемый текст является монологическим, даже тоталитарным, не допускающим никаких других точек зрения кроме авторской. Ответы интервьюируемого на поставленные вопросы интерпретируются и концептуализируются строго на основе дискурсивной идеологии обозначенного Интернет-ресурса. В этом и заключается основное нарушение профессиональной этики: под видом журналистского формата (интервью полилог с репортажными вставками, иллюзия авторской свободы) потребителю продвигается информационный продукт с тенденциозным контентом.

Вывод 2. В материале «Собчак & Красовский: Дорога к храму» не содержатся сведения, оскорбляющие религиозные чувства мусульман. Конструирование и распространение негативных стереотипов об исламе и других конфессиях является частью бизнес-проекта «Сноб» и характеризует меру социальной ответственности отечественного медиабизнеса.

Пояснение. Субъективное ощущение задетых религиозных чувств может возникнуть в адрес коротких юбок, в адрес анонимных комментариев в сетях, в адрес некорректных высказываний в СМИ и т.д. Поводов для эмоциональных реакций верующих в социальной жизни предостаточно. Представляется, что религиозная общность – это общность духовная, проявляющая свое единство в символической религиозной жизни и не нуждающаяся в демонстрации «единства оскорбленных чувств» в жизни социальной. Проблемы культуры медиаповедения возмутителей спокойствия в случаях, где нет необходимости заявлять о коллективной воле, нацеленной на защиту религиозных святынь, должны, по нашему мнению, остаться собственными проблемами этих возмутителей.

Позиция членов коллегии, которую выразили выступавшие, неоднозначна. С одной стороны, было отмечено, что публикация на сайте «Сноб» не противоречит стилю, принятому на данном ресурсе и, согласно принятым на этом ресурсе правилам, выполнена она профессионально. С другой стороны, публикация в полной мере игнорирует чувства верующих, которые, впрочем, не являются целевой аудиторией данного ресурса.

 

С учетом всего изложенного Казанская коллегия приняла следующее решение:

1. Казанская коллегия полагает, что замечание относительно того, что верующие не входят в целевую аудиторию электронного ресурса «Сноб», не может служить оправданием провокационного по отношению к ним характера публикации «Собчак & Красовский: Дорога к храму». Условия Интернета создают общее для всех пользователей поле доступности материалов.

2. Казанская коллегия рассматривает интервью с имамом и другими духовными лицами, представляющими религиозные конфессии в стране, как публикацию на общественно значимую тему и считает неприемлемым для авторов, которые берутся эту тему освещать, образ «шута».

3. Казанская коллегия исходит из того, что стеб по отношению к теме религии в повестке дня информационных источников с массовой аудиторией неуместен.

4. Казанская коллегия рассматривает стеб как стилевой (манипулятивный) прием, нарушающий профессионально-этический принцип объективности, что выражается в невозможности вступить в диалог с позицией авторов.

5. Членами коллегии и присутствовавшими на заседании участниками семинара «Саморегулирование как самозащита профессии» приняты к сведению следующие тезисы-рекомендации по освещению темы религии в СМИ (разработано в Высшей школе журналистики и медиакоммуникации КФУ):

а). Тема религии не может быть приравнена к другим темам в СМИ в силу ее тесной соотнесенности с духовной жизнью человека и общества. Журналистам важно учитывать такой сегмент аудитории, как верующие. Игнорирование их религиозных чувств сопряжено с риском общественной напряженности. В настоящее время это особенно актуально для темы ислама.

б). Тема религии, будучи оторвана от духовной теологической традиции, вовлекается в «коммуникативные гибриды», становится открытой для политических подтекстов. Крайним проявлением идеологизации темы религии становится язык вражды. В текстах о псевдоисламе он проявляет себя в идеологии человеконенавистничества.

в). Применение в освещении темы религии таких опасных коммуникативных стратегий, как провокация, стеб, троллинг, представляет собой дискриминацию верующих и может быть использовано в информационной войне. Противостояние этому возможно в рамках двух нормативных теорий прессы - национального развития и социальной ответственности.

г). Созидательное начало теории национального развития прессы (представлена в лице этнической журналистики в разных регионах России) заключается в возврате к истокам, в сохранении в современных медиатекстах типологических особенностей произведений с сакральными смыслами, в расположенности к этноконфессиональному диалогу. Положительный опыт реализован в ряде татароязычных СМИ такой мусульманской республики, как Республика Татарстан.

д). Следование концепции социальной ответственности прессы способствует формированию медиатекстов с функцией просвещения. В этом случае в освещении темы религии особую роль играет личность автора, его духовно-нравственная зрелость, способность сопереживать «Другому». Как журналист он не зависит от массовых и профессиональных стереотипов о религии и способен поднять медиатекст до уровня публицистического произведения.

6. Коллегия просит:

- распространить информацию о данном решении через сайт Союза журналистов Республики Татарстан;

- обсудить решение на занятиях со студентами.

 

Решение принято консенсусом.

 Председательствующий,
Р.А. Ратникова

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов