Экспертное заключение о публикации в «Новой газете» статьи Алесея Головинского «Пастырь, умноживший паству» - Страница 4

Оглавление

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о публикации в «Новой Газете» (№91 от 08 декабря 2008г.) статьи Алексея Головинского «Пастырь, умноживший паству»

 

Мы, нижеподписавшиеся эксперты, провели экспертизу статьи Алексея Головинского «Пастырь, умноживший паству» («Новая Газета» №91 от 08 декабря 2008г.)

 

В первую очередь представляется необходимым отметить разоблачительно-ироничный стиль статьи, характерный для современной «жёлтой прессы». Автор неоднократно ссылается на анонимные источники («…поговаривали, что сайты заблокировал «контролирующий орган»…, «…другая версия, которую корреспонденту «Новой» подтвердил высокопоставленный источник…»), информация которых не может рассматриваться как достоверная.

 

Во-вторых, вызывает сомнения компетентность господина Головинского в использовании терминологии. Рассмотрим конкретные примеры:

    «…междупатриаршество воспринимается как сакральная катастрофа». Термин «межпатриаршество» происходит из сопроводительной надписи, указанной на первых после смуты книгах, отпечатанных в Москве и означает семилетний период от кончины св. Ермогена до официального поставления Филарета на Патриаршество в 1619 г. Основной заботой Священноначалия Русской Церкви в этот период стало восстановление нормальной церковной жизни и залечивание ран, нанесенных смутой.… Говоря о церковной жизни в этот период, необходимо отметить имевшую место в эти годы попытку исправления богослужебных книг – т.н. "книжной справы". В период "межпатриаршества" внешнеполитическое положение России заметно укрепилось. Шведы, неудачно штурмовавшие Псков, вынуждены были начать в 1615г. мирные переговоры. Они завершились в 1617г. подписанием Столбовского мира. Далее. Синонимом словосочетания «сакральная катастрофа» может быть словосочетание «духовная катастрофа». Искренне скорбя о кончине Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, настоящая комиссия не находит возможным говорить о «сакральной катастрофе», в отличие от профанных воззрений автора.

   

    «…Российская «вертикаль» на время лишилась своей Божественной опоры…». Автор тут намеренно подменяет православное понимание о служении Патриарха католическим пониманием деятельности Папы Римского. Безусловно, вопрос о патриаршестве – есть вопрос о власти. Вопрос о власти для Русской Православной Церкви есть вопрос служения Христу и реальной, живой и действенной, связи с Христом. Никогда и нигде никакая земная, человеческая власть не воспринималась Церковью сама по себе, как самодовлеющая. Подлинная власть, власть в собственном смысле есть дело Божие и богочеловеческое, но никак не только человеческое. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), – говорит Господь. Дело же человека, будь то «начальник, носящий меч» из Послания к Римлянам («тебе на добро», – добавляет апостол) или, тем более, архиерей, предстоятель Церкви, воспринявший от апостолов право «вязать и решить» – есть только служение. Исходя из вышесказанного, экспертная комиссия считает правомочным говорить о том, что паства лишилась пастыря, но ни в коем случае о лишении «вертикали Божественной опоры».

   

    «Германо-эстонский аристократ, Алексий II умел быть своим для элиты». Обратимся к официальной биографии Патриарха. «Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589). Патриарх Алексий (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье. Германский дворянский род фон Ридигеров, или Рюдигеров (von Rüdiger, Redigeer), имеет курляндское происхождение. Патриарх принадлежит к ветви рода, принявшей православие в XVIII веке. Отец — протоиерей Михаил Александрович Ридигер — родился в Петербурге и происходил из старинной петербургской семьи, представители которой проходили славное поприще военной и государственной службы (среди них генерал-адъютант граф Федор Васильевич Ридигер — герой Отечественной войны 1812 года). Михаил Александрович обучался в училище правоведения, после Октябрьской революции вывезен родителями в независимую Эстонию где и окончил гимназию. Мать Святейшего Патриарха — Елена Иосифовна Писарева, уроженка Ревеля (Таллина)… В семье будущего Первосвятителя царил дух русской православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и семья воистину является домашней церковью. Для Алеши Ридигера не было вопроса о выборе жизненного пути. Его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Уже тогда он твердо знал, что станет только священником… Ежегодно совершая паломничества в Пюхтицкий Свято-Успенский женский и Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастыри, родители будущего Святейшего Патриарха брали мальчика с собой…». Для нас не представляется возможным относить к германо-эстонской аристократии человека, проведшего детство в эмиграции в глубоко православной и аскетичной семье и сознательно готовившего себя к церковной деятельности.

 

В-третьих, автор абсолютно безответственно делает ряд умозаключений, не имеющих реальных оснований.

 

    Фраза автора «…Он был «образом Божиим на земле», благословляя Его Именем сомнительные начинания власти (например, войну в Чечне), восполняли их недостающую легитимность. Но вот войну в Грузии патриарх демонстративно не благословил, что, конечно, вызвало острое раздражение у одного из Любимых Руководителей» позволяет нам говорить о клевете и лжи. Несмотря на неграмотность автора (запятая должна выделять деепричастный оборот и стоять после слова начинания, а не после закрытой скобки), смысл приведенной фразы можно понять лишь в одном значении – якобы, патриарх благословлял войну в Чечне. Экспертная комиссия настаивает, что беспристрастный филологический анализ данной фразы приводит именно к этому единственно возможному ее пониманию. Сопутствующее указанной фразе предложение («Но вот войну в Грузии патриарх демонстративно не благословил…») лишь подтверждает единогласное мнение экспертной комиссии, ибо в нем содержится явное противопоставление предыдущей фразе. К сожалению, никоим образом и предшествующая фраза «Кремль очень неодинаково отреагировал на скорбную весть. Президент прервал свой визит в Индию, отменил визит в Италию и обратился к россиянам с пространным посланием. Премьер, внезапно обнаружившийся в Армении, визита прерывать не стал и ограничился скупым и формальным соболезнованием: «Уход из жизни патриарха – это очень трагическое и печальное событие. Алексий II был настоящим патриархом». И что еще важнее: oн был «образом Божиим на земле», благословляя Его Именем сомнительные начинания власти (например, войну в Чечне), восполняли их недостающую легитимность» не отменяет единственно возможное понимание написанного в газете – якобы патриарх своим образом, своим авторитетом благословлял войну в Чечне. Это единогласный вывод экспертной комиссии, которая провела лингвистический анализ вышеприведенного текста, опубликованного корреспондентом «Новой газеты». Совершенно очевидно, что, публикуя подобную фразу, автор статьи навязывает читателю ложное представление о деятельности покойного. События в Чечне стали причиной нескольких заявлений Патриарха, в которых предельно ясно было выражено отношение Церкви к происходящему. Сразу же после начала боевых действий 15 декабря 1994 г. в Свято-Даниловом монастыре на встрече Патриарха Алексия II с лидером мусульман Чечни муфтием Мухаммадом-Хусейном в совместном заявлении было сказано: «Кровопролитие в Чечне должно быть немедленно прекращено. Люди, живущие на этой земле, должны восстановить мир и согласие друг с другом и со всеми народами Российской федерации. Необходимо восстановить законный порядок, и при этом должны использовать мирные, основанные на взаимном согласии пути...» В других заявлениях Патриарх повторял «… Церковь возвышает голос в защиту невинных жертв. ... Никакие, даже самые справедливые и законные, соображения государственной пользы не могут оправдать жертв и страданий мирного населения. ...Прошу и умоляю государственных деятелей России, чеченских лидеров – всех, чьи руки сжимают меч, немедленно остановить боевые действия». Сам Патриарх по этому поводу говорил: «Во время трагедии в Чечне я шесть или семь раз обращался с призывами и воззваниями. Причем один раз вместе с муфтием Чечни. Мы сказали, что не рассматриваем чеченский конфликт, как религиозный и что  необходимо остановить кровопролитие... Средства массовой информации замалчивали это - ни одно из моих обращений и заявлений не было опубликовано в связи с чеченской трагедией». (См. Патриарх Алексий. У меня не было соблазна пойти по иному пути. // Независимая газета от 18.02.1999)).

    

    «… [Патриарх] осуществил инициированный Путиным проект «Русский мир» через поглощение Русской зарубежной церкви и создание на ее базе разветвленной сети присутствия РФ в самых труднодоступных уголках света». Ни одно из действий Святейшего Патриарха не даёт нам основания утверждать, что он ставил себе целью «поглощение» чего бы то ни было. Более того, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр и патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно подчёркивали, что объединение РПЦ и РПЦЗ носит добровольный характер и вполне логично после трагического периода разделения Церкви. Фонд «Русский мир» создан 21 июня 2007 указом Президента Российской Федерации В.В.Путина № 796. Учредителями Фонда от имени Российской Федерации являются МИД России и Минобрнауки России. Основными целями Фонда являются популяризация русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержка программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом. Представляется, что учредители и руководители Фонда могут быть весьма удивлены такой искажённой авторской трактовкой поставленных перед ними целей.

    

    «Его [Патриарха] преемник, избранный под контролем Кремля, таким качеством обладать не будет…» По всей видимости, господин Головинский имеет весьма сомнительное представление о процедуре избрания Патриарха РПЦ, что даёт нам основания утверждать о некомпетентности автора.

 

Резюмируя вышесказанное, экспертная комиссия единогласно пришла к следующим выводам: Алексей Головинский в своей статье «Пастырь, умноживший паству» («Новая Газета» № 91 от 8 декабря 2008 г.) продемонстрировал абсолютное незнание темы, глубокую некомпетентность и недостоверность излагаемого. Автор клевещет на светлую память покойного Патриарха, нарушая законы журналистской этики, что позволяет нам утверждать о его полном несоответствии занимаемой должности.

 

Эксперты:

Д.фил.н., профессор, заместитель директора

социально-гуманитарного института Пильгун М.А.                                        

Д.фил.н., профессор кафедры лингводидактики

и межкультурной коммуникации,

декан факультета иностранных языков Дергачёва И.В.                                     

Канд. культурологии, доцент, заместитель декана

факультета иностранных языков Ларионцев М.М.                                           

 

 

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов