приложение к жалобе
Профсоюз УАЗа отказался работать мало
// Он добился отмены введения неполной рабочей недели
автопром
Профсоюз Ульяновского автозавода (УАЗ) компании "Северсталь-авто" в течение трех дней добился отмены приказа исполнительного директора предприятия Сергея Юрасова о введении неполной рабочей недели. Это беспрецедентный для отрасли пример борьбы работников с работодателями. Ассоциация альтернативных профсоюзных движений автопрома намерена создать в Санкт-Петербурге учебный центр, в котором рабочих будут обучать отстаивать свои права. Это значит, что профсоюзы в российском автопроме становятся реальной силой, что может привести к увеличению издержек производителей.
В пятницу Волго-Вятское управление по урегулированию коллективных трудовых споров Федеральной службы по труду и занятости сообщило о получении письма главы профсоюза УАЗа Анатолия Чувашлова. В нем (копия имеется в распоряжении Ъ) говорится, что 22 августа исполнительный директор УАЗа Сергей Юрасов "без учета мотивированного мнения профсоюзного комитета" подписал приказ о введении на заводе режима неполного рабочего времени с 23 октября и до конца года. Это означает переход с пятидневной рабочей недели на четырехдневную и связано с возможным сокращением производства в четвертом квартале 2006 года.
В письме отмечается, что "режим исключает возможность выработки сотрудниками УАЗа месячной нормы рабочего времени" и, как следствие, получения ими полноценной зарплаты. Господин Чувашлов отметил, что профсоюз предложил руководству УАЗа возместить сотрудникам вынужденные простои, "но соглашения достигнуто не было". В Волго-Вятском управлении по урегулированию трудовых споров в свою очередь заявили, что "имеются предпосылки возникновения на УАЗе забастовки", и пообещали провести проверку изложенных в письме фактов.
Впрочем, похоже, этого не потребуется, поскольку возможный конфликт уже в пятницу был исчерпан. Как сообщили Ъ в "Северсталь-авто", господин Юрасов аннулировал свой приказ и подписал другой – о работе предприятия в четвертом квартале по "общефедеральному графику". "Заявки, полученные от дилеров, позволяют говорить о том, что осенью падения продаж и, как следствие, падения производства на УАЗе не ожидается",– сообщили в "Северсталь-авто". Анатолий Чувашлов подтвердил Ъ информацию об урегулировании конфликта.
Таким образом, профсоюз УАЗа фактически за три дня добился от руководства завода отмены приказа. Это беспрецедентный для российского автопрома опыт борьбы профсоюза с работодателем. Профсоюз завода "Форд-Всеволожск", который считается наиболее дееспособным в отрасли, вел переговоры с руководством Ford о повышении зарплат на 30% около полугода, однако в итоге они были повышены лишь на 14,25%.
Интересно, что профсоюз УАЗа, насчитывающий более 10 тыс. человек (общая численность около 12 тыс. сотрудников), входит в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) – организацию, которую альтернативные профсоюзные движения считают малоэффективной. ФНПР, как правило, не поддерживает профсоюзы, ведущие активную борьбу со своими работодателями. В конце марта федерация вообще исключила из своих рядов лидера профсоюза "Форд-Всеволожска" Алексея Этманова и главу профсоюза "Катерпиллер-Тосно" Андрея Семушина. Весной профсоюзы "Форд-Всеволожска", "Катерпиллер-Тосно", АЗЛК и союза "Единство" (альтернативный профсоюз АвтоВАЗа) образовали ассоциацию альтернативных профсоюзных движений автопрома (АСПР). На момент образования в АСПР было зарегистрировано около 3 тыс. человек. В июле к АСПР присоединился вновь созданный альтернативный профсоюз GM-АвтоВАЗа.
Отметим, что профсоюзные движения в автомобилестроении считаются самыми сильными во всем мире. Судя по всему, Россия не станет исключением. Алексей Этманов заявил Ъ, что у АСПР уже есть ряд "конкретных проектов и идей по поводу того, как развивать профсоюзную работу". "В частности, мы намерены создать в Санкт-Петербурге учебный центр, где будем разъяснять сотрудникам автозаводов их права и то, как их правильно отстаивать",– поясняет господин Этманов.
ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ