Заключение лингвиста, предоставленное заявителями - Страница 4

Оглавление

 

Заключение специалиста-лингвиста о наличии в высказываниях В. Татарова в передаче «Реакция» на канале «Санкт-Петербург» от 29.09.2014 г. признаков оскорбления, унижения человеческого достоинства, пропаганды неполноценности ЛГБТ-граждан, призывов к их дискриминации, возбуждения ненависти и вражды к гомосексуалам

СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛИСТЕ

Левина Светлана Дмитриевна

Образование: высшее, кандидат филологических наук по специальности «Русский язык» Место работы: Институт лингвистических исследований РАН Должность: старший научный сотрудник Стаж работы по специальности: 14 лет

Материал для исследования: запись передачи на сайте телеканала. Вопросы, поставленные перед специалистом:

1. Являются ли оскорбительными и/или унижающими человеческое достоинство следующие использованные в программе Телеканала «Санкт-Петербург» «Реакция», вышедшей в эфир 29 сентября 2014 года (ЬКр://п)Р8рЬ.гу/ргоега1т/у10655Л< высказывания:
- «...фестиваль сексуальных меньшинств или, проще говоря, извращенцев»;
- «...если бы кто-то из сочувствующих сексуальным меньшевикам»;
- «...честное имя педераста-интернационалиста»;
- «... пасс... педерастам и лесбиянкам»;
- «...не тот друг, кто тебя из навоза вытащил. А уж если ты в него попал, так сиди и не чирикай».
Содержатся ли в программе, указанной выше, иные оскорбительные/или унижающие человеческое достоинство высказывания?

2. Содержит ли призыв к отказу в допуске гомосексуальных людей к работе по педагогической профессии, к ограничению доступа гомосексуальных людей к образованию следующее высказывание: «Если уж положено быть 3-4% популяции вот этой аномалии в виде тех, кто любит однополых, то и потерпим их и даже посочувствуем им, но в школы и в детские сады не пустим»!

3. Способно ли приведенное выше высказывание создать у телезрителя представление о социальной неполноценности гомосексуальных людей следующее высказывание?

Содержатся ли в программе иные высказывания, способные создать у телезрителя представление о социальной неполноценности гомосексуальных людей?

4. Направлены ли следующие высказывания на разжигание у зрителей ненависти или вражды к гомосексуальным людям:
- «...одобряющиерепрессии к России официальные лица выделяют извращенцев как особую группу людей, нуждающихся в особой любви и жалости»;
- «... если бы кто-то из сочувствующих сексуальным меньшевикам дал им толковый совет в столь трудное для страны время не выпендриваться в компании с официальными недругами России»
- «...их еще и превращают в борцов против традиций собственной родины»;
- «...одним от Запада санкции и ненависть, другим, что на Донбассе - братские могилы гражданского населения, а другим - сюси-пуси».
- «...но именно эти... кхм... товарищи и лютуют на Донбассе».
- «хорошо ли будет от этого самим извращенцам?»
Содержит ли программа иные высказывания, направленные на разжигание ненависти к гомосексуальным людям?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1. Под оскорблением будет пониматься умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме. Таким образом, понятие оскорбления включает в себя унижение чести и достоинства, но не сводится к нему. Унизить честь и достоинство личности можно не в неприличной форме, не прибегая к обсценной лексике или другим языковым средствам, обладающим сильной отрицательной коннотацией, неумышленно.
Обратим внимание прежде всего на употребление журналистом слов извращенец, извращенный (...по линии сексуального партнерства, причем не традиционного какого-нибудь, а именно исключительно извращенного, гейропейского) и педераст. Рассмотрим толкования этих слов:
ИЗВРАЩЕНЕЦ, (разг.). Человек, испытывающий противоестественные потребности, инстинкты и извращённо их удовлетворяющий.7
Примечательно, что в качестве примера употребления этого слова в словарной статье приведен контекст половой извращенец.
ИЗВРАЩЕННЫЙ. 2. Отклоняющийся от естественной нормы; аномальный, противоестественный2.
ПЕДЕРАСТ. Тот, кто занимается педерастией3.

ПЕДЕРАСТИЯ. 1. Разновидность полового отклонения, проявляющееся в удовлетворении чувственной страсти мужчины с другим мужчиной. 2. Половые отношения между мужчиной и мальчиком; половое влечение мужчины к мальчикам4.
ПЕДЕРАСТИЯ. Извращенные половые отношения мужчины с мужчиной, мужеложство5.
Итак, в толковании каждого слова содержится указание на ненормальность, противоестественность, извращенность гомосексуальных отношений. Слова же извращенец, извращенный, педераст содержат негативную оценку, то, что называется этими словами, рассматривается как медицинское отклонение или социально неодобряемое явление. Чтобы употреблять такие слова, надо считать людей, практикующих гомосексуальные отношения, либо нездоровыми, неполноценными в каком-либо отношении, либо аморальными. Отметим, что любая сексуальная ориентация - морально, юридически и медицински нейтральная характеристика, как национальность, раса, политические убеждения и т. п. Названные выше слова нейтральными названиями лиц гомосексуальной ориентации не являются, они примерно так же унижают человеческое достоинство лица, как, например, лицо криминальной национальности или деръмократ.
Как оскорбительное может рассматриваться и специальное негативно-оценочное каламбурное образование сексуальные меньшевики. Слова меньшевик, меньшевизм сейчас ушли в пассивный словарный запас, политическая их злободневность давно пропала, и современные словари толкуют их нейтрально. Однако помнятся эти слова носителям русского языка старших поколений отнюдь не нейтральными:
МЕНЬШЕВИК. Последователь меньшевизма.6
МЕНЬШЕВИЗМ. Мелкобуржуазное оппортунистическое антиреволюционное и антимарксистское течение, являвшееся агентурой буржуазии в рабочем классе, вместе с контрреволюционной буржуазией боровшееся против Октябрьской социалистической революции, поддерживавшее иностранную интервенцию и являющееся одним из отрядов мировой контрреволюции.7
Таким образом, выражение сексуальный меньшевик может восприниматься как обозначение врага, проводника чуждых идей. К такому пониманию подталкивает основная идея передачи: российским ЛГБТ не следует общаться с враждебными России представителями западных стран. В таком случае слово меньшевик встает в один ряд со словами, обладающими ярко выраженной негативной оценкой и называющими лицо, занимающееся социально осуждаемой деятельностью или занимающее социально осуждамую позицию: расист, предатель, ку-клус-клановец. При таком понимании слово должно считаться оскорбительным. Однако нельзя исключить, что В. Татаров мог и не вкладывать такой смысл в это каламбурное выражение и просто таким образом оживить свою речь.
Последнее высказывание из приведенных выше может употребляться как с целью унизить адресата, так и без нее - например, в порядке шутливого дружеского совета или в качестве сентенции, отвлеченной от конкретного адресата (адресатов), как в анекдоте. Однако представляется, что в данном случае цель унизить присутствует. Журналист допускает и другие высказывания оскорбительного характера. Данное высказывание произносится в официальной речевой ситуации - в общественно-политической передаче на главном городском телеканале, - и подобные метафоры должны в такой ситуации исключаться. Если понимать под неприличной формой «совершение действий в форме, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали»8, то в данном случае такая форма налицо. Сам журналист ясно понимает, что его речевое поведение недопустимо, о чем свидетельствуют его метаязыковые высказывания: скабрезный анекдот; я дико извиняюсь. Т. е. журналист не хочет подобной репликой оскорблять большинство телезрителей, но не считает нужным удержаться от оскорбления меньшинства.
Важной особенностью всех процитированных высказываний является то, что в них содержится унижение человеческого достоинства не отдельного лица, а целой группы людей: всех граждан России - гомосексуалов.

2. Под призывом в данном случае понимается «речевой акт, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть общественной деятельности,... причем говорящий и адресат являются политическими субъектами или их представителями, а сам речевой акт рассматривается как часть общественно-политической коммуникации9».
В высказывании описываются будущие действия адресата и говорящего. Действия эти общественно значимы: говорящий предлагает таким образом определить отношение общества к гомосексуалам и ограничить их трудовые права, введя запрет на педагогические профессии. Речевой акт является частью общественно-политической коммуникации: она происходит с помощью СМИ, передача освещает общественно-политические темы, журналист, обсуждая одну из таких тем, обращается к гражданам, вместе с которыми собирается совершить общественно значимые действия. Является ли данный речевой акт призывом? В данном случае формы глаголов потерпим, посочувствуем, не пустим могут быть и формами 1 л. мн. ч. повелительного наклонения (так называемыми инклюзивными формами, выражающими побуждение к действию, которое говорящий собирается совершить вместе с адресатом/адресатами речи), и формами 1 л. мн. ч. будущего времени изъявительного наклонения. Т. е. данный речевой акт может быть и призывом осуществить некие действия, и сообщением о действиях, в реальности которых в будущем говорящий уверен. Интонация данного высказывания также может восприниматься и как побудительная, и как повествовательная. Однако содержание высказывания в любом случае дискриминационно: речь идет о ограничении прав группы людей без какой-либо мотивировки.
Что касается ограничения на доступ к образованию, то представляется, что журналист не имел в виду ограничение образовательных прав несовершеннолетних ЛГБТ:
он просто коротко резюмировал высказанную много раз и разными людьми идею. Мысль же о необходимости лишить юных гомосексуалов образования в публичном пространстве не обсуждалась, поэтому, если бы журналист имел в виду именно это, он вряд ли ограничился бы одним высказыванием.

3. Представление о социальной неполноценности ЛГБТ создается прежде всего приведенными выше контекстами со словами извращенец, извращенный и педераст, где о гомосексуалах говорится как о либо больных, либо аморальных людях, т. е. в каком-то отношении неполноценных. Разумеется, созданию этого образа способствуют и слова потерпим (терпеть - 'мириться с наличием, существованием кого-, чего-л.'10) из данного высказывания, а также посочувствуем (сочувствовать - 'относиться с участием, состраданием к горю, переживаниям кого-л.'11) и жалость ('чувство соболезнования, сострадания к кому-, чему-л.'12). Кроме того, как отмечалось выше, в этом же высказывании содержится призыв к трудовой дискриминации гомосексуалов. Так создается пресуппозиция13: гомосексуалы вследствие своей физической и/или моральной ущербности не могут выполнять в обществе некоторые функции, не имеют права занимать определенные должности, их можно и нужно жалеть, но к ним нельзя относиться как к равным. Эта часть содержания высказывания не вербализуется журналистом, подается телезрителю не как новая, а как всем известная, поэтому не подлежит рациональному осмыслению. А между тем именно из этой фоновой информации и делается вывод: «сиди и не чирикай», знай свое место.

4. В. Татаров использует такой манипулятивный прием, как введение в отрицательно оцениваемый контекст. Например, высказывание Один друг Иванова был осужден за убийство, другой попался на воровстве содержит негативную информацию о двух друзьях Иванова. О предосудительном поведении самого Иванова нет ни утверждения, ни предположения. Однако у читателя / слушателя таким образом формируется отрицательная оценка и самого Иванова. То же самое происходит в данной передаче. Тема передачи -открытие «Квирфеста». Но сначала журналист почти 2 минуты (примерно 2/3 времени передачи) рассказывает, как плохо Запад относится к россиянам, готовя телезрителя к удивительному, по его словам, факту: к одной группе россиян Запад относится очень хорошо. Сообщаемые им факты подтверждаются видеорядом, например, объявлением на двери кафе о нежелательности русских посетителей. Однако в ходе этого вступления звучат и два заведомо ложных утверждения: из-за чего [западных санкций] у нас реально растут цены и Норвегия оставила «империю зла»... без знаменитой норвежской семги, Голландия - без знаменитого голландского сыра. К концу сентября прошлого года в России действительно выросли цены и стало меньше некоторых продуктов, но произошло это после ответного ограничения на ввоз продовольствия в Россию из стран, поддержавших западные санкции. Зрителю напоминают об очень болезненном для него событии, вина за которое возлагается на Запад. Звучат утверждения о ненависти Запада к России, его агрессивности на Украине, западные государства и их официальные представители в Петербурге объявляются «официальными недругами России». Еще больший раздражающий фактор - упоминание украинских политиков, которых российские СМИ обвиняют в массовой гибели русскоязычного населения Донбасса. Действия Ляшко и Авакова в качестве политиков связываются с их гомосексуальностью (реальной или мнимой): Их сексуальная ориентация... никого бы не волновала, если бы они не декларировали лютой своей ненависти к России и к дружбе между украинцами и русскими... Именно эти товарищи и лютуют на Донбассе. Более того: на российских гомосексуалов возлагается ответственность за действия этих политиков, раз они не выражают протест против их действий: выразить свой протест против Ляшко и Авакова, своими действиями порочащих честное имя, так сказать, педераста-интернационалиста. Все эти высказывания В. Татарова актуализируют в сознании телезрителей огромное количество негативной информации об Украине и Западе, полученной за последний год из СМИ. В результате ЛГБТ ассоциируются у них с недружественным отношением к России, с войной, с ухудшением благосостояния. На этом фоне ЛГБТ приписывается стремление разрушить российские ценности: их еще и превращают в борцов против традиций собственной родины. Гомосексуалы прямо противопоставляются всему остальному населению России и русскоязычному населению Украины: одним от Запада санкции и ненависть, другим, что на Донбассе - братские могилы гражданского населения, а другим - сюси-пуси. Слово гейропейский, прямо отождествляющее «плохую» Европу и гомосексуальность, выступает контекстуальным синонимом слова извращенный и контекстуальным антонимом слова традиционный, в последние годы ассоциирующимся с «хорошей Россией».

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:


1. В. Татаров в передаче «Реакция» от 29.09.2014 несколько раз намеренно унизил человеческое достоинство российских гомосексуалов.
2. Высказывание содержит либо призыв к ограничению трудовых прав ЛГБТ и запрете для них на педагогические профессии, либо уверенное утверждение, что в будущем говорящий и его сограждане сознательно нарушат трудовые права ЛГБТ. Независимо от того, имел ли место прямой призыв к дискриминации, высказывание является дискриминационным. Ограничение права несовершеннолетних ЛГБТ на образование В. Татаров, скорее всего, не имел в виду.
3. То же высказывание и ряд других создают представление об ЛГБТ как о социально неполноценных гражданах.
4. Введение сообщения о «Квирфесте» в крайне отрицательный контекст способствует росту ненависти либо вражды к ЛГБТ в обществе.

 

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов