Мнение эксперта С.К. Шайхитдиновой
о ряде публикаций в изданиях Издательского Дома «Мак-Медиа»
Мнение резюмирует итоги проведенного кейс-исследования.
Эксперт-исследователь: Шайхитдинова Светлана Каимовна, профессор кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакооммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, профессор, д.филос.н.; к.филол. н. по специальности «журналистика»; стаж работы в практич. жур-ке – 6 лет; опыт производства экспертных заключений по конфликтным текстам массовой информации – с 1997 года.
Время и место проведения исследования: 20-27 августа 2020, г.Казань.
Лицо, назначившее проведение исследования: Юрий Венедиктович Казаков, сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу (г.Москва).
Материалы, предоставленные эксперту:
- Обращение в Общественную коллегию по жалобам на прессу Капустиной Натальи Андреевны.
- Ответ на сообщение о поступившей жалобе Серкина Евгения Александровича, генерального директора Издательского дома «Мак-Медиа».
3) Оспариваемые публикации: |
http://pressaobninsk.ru/vmfull/13633/
4) Скриншоты переписки в разделе «комментарии» главного редактора портала «Obninsk.name» Ренаты Белич с читателями по поводу спорной публикации
Вопросы, поставленные перед экспертом:
Методология исследования базируется на теории социальной журналистики, на теории социальной ответственности СМИ. |
. Характеристика объекта исследования
ООО Издательский Дом «Мак-Медиа» располагается в г.Обнинске Калужской области, в активе числятся пять информационных ресурсов, среди которых:
- Новостной портал «Obninsk.name» » ( представляет себя как «Самый посещаемый новостной портал города Обнинска»). Имеет вид СМИ с местными новостями общественно-массовой направленности.
- «Мы и Вы» ( представляет себя как Общественно-политический еженедельник , «25 вместе с вами»), гл. ред. Евгений Серкин.
- «Неделя Обнинска» ( представляет себя как «Просто интересная газета!»), гл. ред . Диана Коршикова.
Оспариваемые материалы освещают конфликтную ситуацию, в которую попали Евгений Серкин и его жена Елена Зуева как родители одиннадцатилетнего мальчика Марка, обучающегося в гимназии города Обнинска.
ТЕКСТ1 по жанру может быть охарактеризован как «реплика». Поводом послужила ситуация, при которой добросовестная мама сообщает классному руководителю, что у ее ребенка выявлен вирус гриппа группы А, чтобы школа приняла необходимые санитарные меры. Учитель в разговоре соглашается не называть имен, «но в родительском чате «ватсап» тут же пишет сообщение, начиная его с указания наших с сыном имён, что в сложившихся обстоятельствах привело к неминуемой травле моего ребенка со стороны напуганной общественности».
ТЕКСТ2 – реплика , выстроенная как расширенная заметка о том, что готовится экскурсия в Москву. Оценочная часть преобладает над фактологической: «Сама классный руководитель 5-го класса Мария КОНЬКОВА сопровождать детей на экскурсию отказалась, – удивляются родители. – Но отправить учащихся в место скопления народа школа считает нормальным. Почему-то в московских и подмосковных школах уже объявлено свободное посещение, а руководство обнинской гимназии, видимо, полагает, что их подопечным инфекция не грозит».
ТЕКСТ3 , если иметь ввиду журналистские жанры, данный текст определяется, как «письмо», «письмо-заявление». Автором является Евгений Серкин: « Быть отцом - моя главная роль. Поэтому, когда моего сына обидели в гимназии, я логично встал на его защиту и пошел на разговор к классному руководителю и директору гимназии. Как отец, а не как директор Издательского дома. Таких встреч было несколько» . Письмо сопровождается фотоснимком
https://pressaobninsk.ru/pictures/news/2020/03/11_let.jpg" width="173" height="107" />
ТЕКСТ4. По жанру – реплика с элементами корреспонденции. Автор Диана Коршикова раскрывает детали конфликта родителей Марка с классным руководителем и директором гимназии, говорит о травле мальчика, инициированной действиями директора (организовано письмо педагогического коллектива, вывешенное на сайте гимназии, подписало 46 человек; организован флэш-моб в торговом центре со сбором подписей под предложением наградить директора почетной грамотой; организованы публикации в издании «НГ-Регион»). В конце публикации приведено высказывание врио главы администрации Карины Башкатовой о том, что начата служебная проверка с участие руководителей образовательного учреждения и задействованных в конфликте учителей. Приведено высказывание Евгения Серкина как директора издательства:
«Мы с большим уважением относимся к обнинской гимназии и к ее коллективу. Мы никогда не говорили о том, что гимназия - это плохое учебное заведение. Очень жаль, что ради того, чтобы скрыть явные нарушения в образовательном процессе и просто их исправить, руководству было проще отравить жизнь ребенку и настроить против него общественность и детей. За последние два года только на одном сайте Obninsk.Name вышло более 430 материалов об образовании в Обнинске. Но как нужно было суметь вытащить из всего этого лишь три новости, которые задели самолюбие Сухарева Александра Егоровича… ».
В этой же публикации автор высказывается о действиях коллег издания «НГ-Регион», в котором публикуется другая сторона конфликта:
«Кстати, о коллегах, если можно их так назвать. Скажу как сотрудник ИД «Мак-Медиа» - ни я, ни мои коллеги не ввязываются в информационные склоки, не хают статьи газеты «НГ-Регион», не ставят лайки тем, кто критикует их материалы и оскорбляет журналистов. Для меня и моих коллег - это «зашкварно», непрофессионально и крайне низко. Это унижает профессию в целом. Но мы всегда давали отпор, отбивались, когда нас цепляли - а это уже совершенно нормально! Поэтому особенно печально лицезреть, как газета, кричавшая о кодексе журналисткой чести, опускается до того, что сама первая нарушает свои же статьи, публикуя фейки и однобокие, выгодные для очернения конкурентов материалы...».
ТЕКСТ5 обозначен как «Открытое письмо». Оно написано от имени Елены Зуевой, (мама Марка) «и полностью разделяющего ее позицию мужа Евгения Серкина (папа Марка)». Мама мальчика пишет о скрытом конфликте с классным руководителем, который сопровождает ее ребенка:
«Есть такое слово - абьюз. Психологическое насилие. Насилие - это не обязательно рукоприкладство, крики и оскорбления. Вот это подчеркнутое отчуждение, отстранение, равнодушие, безучастность к сыну, демонстративное "незамечание" его поднятой руки - это тоже вариант эмоционального насилия. Когда каждый день в гимназии - это испытание для психики ребенка, но доказать ничего нельзя, ибо душевные "синяки" глазу не видны».
ТЕКСТ6. В основу публикации положено интервью с адвокатом Алексеем Илларионовым, который рассказывает, какие правовые нормы нарушает педагог, разглашая врачебную тайну, персональные данные ребенка и т.д. Взято интервью у одиннадцатилетнего Марка, который сообщил, что он постоянно думает над тем, почему к нему плохо относится классный руководитель.
Выводы исследования
Вывод 1
- Оспоренные публикации не могут быть рассмотрены как проект по систематическому распространению не соответствующей действительности негативной информации о гимназии. Информация не является заведомо негативной, т.к. публикации отображают конфликт авторов с педагогами в процессе его эскалации, а также переживания авторов, которые изменялись в процессе. По этой же причине публикации не могут рассматриваться как тексты, которые содержат «заведомо негативную информацию, построены исключительно на обвинительном заключении».
- Серию публикаций, посвященных конфликту родителей Марка с директором и классным руководителем гимназии Обнинска необходимо рассматривать в связке с действиями оппонирующей стороны, т.к. характер публикаций на ресурсах Издательского Дома «Мак-Медиа» представляет собой главным образом «ответные меры».
Пояснение
- Шесть оспоренных текстов можно разделить на две части. Одна из них подготовлена журналистами Ренатой Белич и Диной Коршиковой (ТЕКСТЫ 1, 2, 4, 6). Другая часть подготовлена Евгением Серкиным и его женой Еленой Зуевой (ТЕКСТЫ 3,5). Все публикации написаны профессионально, в жанрах, предполагающих преобладание оценочных суждений над фактологическими. При этом никаких сведений, умаляющих честь, достоинство, репутацию оппонирующей стороны ни в той группе публикаций, ни в этой не обнаружено.
Общественная значимость этих публичных выступлений высока в силу важности поднимаемой социальной проблемы взаимоотношений педагогов и их учеников, проблемы психологического давления и даже травли. Эта проблема практически не рассматривается в современных СМИ, является скрытой, т.к. школьники и их родители, будучи участниками внутренних конфликтов с педагогами или учениками, находятся в полной зависимости от школы. Заложниками ситуации выступают дети втянутых в конфликт родителей («У нас на руках скрины поступающих ребенку угроз, уничижительных комментариев, анонимные записки с оскорблениями»).
Поэтому Серкин и Зуева, будучи профессионалами, мастерами слова, отказались от журналистского амплуа, каждый честно объявил в своем выступлении, что не в состоянии быть беспристрастным, т.к. в первую очередь является папой («Быть отцом - моя главная роль»), в первую очередь является мамой («…я работаю журналистом. Обычно моя работа - быть над схваткой, освещать ситуацию беспристрастно и со всех сторон. Но быть мамой - моя основная профессия. И я не могу в данном вопросе сохранять самообладание»).
. Вместе с тем конфликтная ситуация описана ими изнутри в публикациях «Евгений Серкин: “Мною принято решение - не поддаваться на провокации”» (ТЕКСТ3) и в «Открытом письме» (ТЕКСТ5) публицистически точно, корректно, с ощущением общественной значимости темы, которая опровергает риторический вопрос заявителя о «разборках» и «обидах» ( «А приведенные “открытые письма” не вызывают ничего, кроме непонимания: когда у нас СМИ превратились в площадку для “разборки” обид их учредителей на весь белый свет?»).
- В оспоренных публикациях неоднократно указывается, что Серкин пытался пойти на диалог с директором и классным руководителем, неоднократно с ними встречался, однако контакта не случилось. Так же, как журналисты несут ответственность за освещение темы в публичном пространстве, педагоги несут ответственность за разрешение возникающих противоречий на своих площадках («Учитель с этого момента игнорирует наши звонки, не берет трубки, не выходит на контакт, удаляет нас из родительского чата»). Описанные в оспоренных публикациях факты позволяют заключить, что корпоративная солидарность в педагогическом коллективе гимназии оказалась выше интересов ребенка. Более того, идеология, на которой зачастую выстраивается современное школьное образование, не предполагает человеческий разговор о человеческих отношениях. Того, кто пытается его инициировать, система игнорирует или осуждает: «В итоге мы с мужем выглядим как самодуры, а наш сын - фантазёр. Проблем нет, “преступления” нет, а наличие пострадавшего в лице нашего ребенка, которого травят - наши выдумки».
Об этом косвенно свидетельствуют и публикации в издании «НГ-Регион». (https://ngregion.ru/) Оно упомянуто в жалобе заявителя. По поисковой строке выявлено активное участие данного издания в освещении конфликтной ситуации со стороны оппонентов родителей Марка. Вышло три публикации в добавление к коллективному письму на сайте гимназии («организована и массовая рассылка данного открытого письма по всему депутатскому корпусу и администрации») и сбору подписей в торговом центре. Фактически развернута информационная кампания в защиту чести мундира:
«Коллектив гимназии встал на защиту своего учебного заведения» 23 марта, НГ-Регион: Все педагоги без исключения подписали открытое письмо, которое размещено на официальном сайте гимназии. В нем они выразили безоговорочную поддержку руководству гимназии и молодым учителям, которые, как они пишут, стали предметом безосновательных и систематических нападок …(https://ngregion.ru/gorod-i-gorozhane/kollektiv-obninskoj-gimnazii-vstal-na-zashchitu-svoego-uchebnogo-zavedeniya)
Результат поиска: найдено… https://ngregion.ru/poisk?searchword=%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F&searchphrase=all
13. Обнинск поднялся в защиту гимназии
Категория: Город и горожане
... гимназия много лет находится в сотне лучших в стране школ — это данные независимых исследований Рейтингового агентства RAEX. Недавно она вошла в топ-10 лучших школ России в сфере экономики. Это опорная ...
Создано 26 марта 2020
Категория: НОВОСТИ
"Министерство образования и науки считает, что обнинская гимназия – одно из лучших образовательных учреждений не только города и региона, но и страны, - заявил Александр Аникеев. - Она демонстрирует высочайшие ...
Создано 25 марта 2020
15. Коллектив обнинской гимназии встал на защиту своего учебного заведения
Категория: Город и горожане
... издательского дома все последние месяцы систематически появляются негативные статьи, в которых ставится под сомнение состоятельность руководства гимназии и ее учителей. Между тем многие годы гимназия входит ...
Создано 23 марта 2020
То есть Открытое письмо Елены Зуевой и Евгения Серкина о том, что одиннадцатилетний мальчик подвергается давлению и травле, было ответным. С нашей точки зрения, то, что оба автора в своих публикациях не могли сохранить журналистскую объективность, о чем честно сообщили, дает основания для рассмотрения их выступлений в духе стилевых требований избранного ими жанра «письма в газету» от имени рядовых родителей.
Вывод 2
Вторую часть публикаций о конфликте в обнинской гимназии, подготовленную Ренатой Белич и Диной Коршиковой (ТЕКСТЫ 1, 2, 4, 6), необходимо рассматривать как публикации журналистов в защиту рядовых родителей Серкина и Зуевой и их сына Марка.
В публикации «В разгар коронавируса обнинские гимназисты едут в Москву?» (14 марта 2020, "Obninsk.name", автор Рената Белич) нарушен принцип объективности.
В ответном комментарии Ренаты Белич читателю DmitryB от 25.03.2020 нарушен принцип уважения личности.
Пояснение
Публикации о конфликте в гимназии, вышедшие на медиаресурсах Издательского Дома «Мак-Медиа» воспринимаются посвященными в тему как серия, хотя вышли на разных сайтах и предполагают за собой разную политику разных изданий. Воспринимаются как серия потому, что защищают позицию родителей Серкина и Зуевой. В данном случае это вполне по-журналистски – встать на защиту тех, кто стал жертвой корпоративных интересов. Именно этот пафос и определяет тональность обозначенных публикаций. Для сохранения взвешенной позиции в них предоставлено слово врио главы администрации (ТЕКСТ4, реплика-корреспонденция Дианы Коршиковой), юристу (ТЕКСТ6, интервью Ренаты Белич), дана оценка действиям коллег из профессионального цеха, сформулирована своя позиция (ТЕКСТ4 - ни я, ни мои коллеги не ввязываются в информационные склоки), дали высказаться одиннадцатилетнему Марку и Серкину как директору Издательского Дома. Стиль изложения эмоциональный, однако журналисты не переходили на личности, излагалась фабула конфликта. Можно представить, как это было трудно, при том, что конфликт с участием гимназии был перенесен в сеть, в чаты (см. ТЕКСТ3 Евгений Серкин: «Мною принято решение - не поддаваться на провокации»).
Вместе с тем журналисты Издательского Дома «Мак-Медиа» не учли, что у их изданий читатели разные и вряд ли большинство из них читает всю тематическую подборку текстов. Между тем суть конфликта в материалах, подготовленных журналистами, излагается только на позициях одной стороны. Субъективная позиция автора проявлена как тенденциозная, на наш взгляд, в публикации «В разгар коронавируса обнинские гимназисты едут в Москву?» (ТЕКСТ2). Новость помещена в формат реплики, цель ее не ясна. Нарушен такой профессионально-этический принцип, как объективность: «Журналист отвечает собственным именем за точность и полноту информации о фактах, а также за честное, добросовестное, непредвзятое освещение текущих событий в том контексте, в котором информация об этих фактах и событиях приобретает смысл для конкретного гражданина, отдельной социальной группы, общества в целом» [4].
Тот же автор - Рената Белич (портал «Obninsk.name») не смогла сохранить самообладание в переписке с читателями, оставляющими после публикаций комментарии. Можно что угодно думать о своих оппонентах, быть правым по существу, поднимать острые вопросы, но включать в свое высказывание слова «ваш бред», «ваши юридические галлюцинации» не приемлемо для профессионального медиаспециалиста, работающего в публичной сфере. Тот же неподобающий стиль диалога у этого автора с пользователем LVG от 26.03.2020 («Истерик директора гимназии испугались? ).
Комментарии к интернет-публикациям рассматриваются как самостоятельные медиатексты. Высказывания авторов в них должны также подчиняться нормам медиаэтики. Журналист не может выйти из своей профессиональной роли, перейдя в другой формат общения с пользователями, как будто «снял кабинетный пиджак». «Пиджак» всегда при нем. В данном случае можно говорить о нарушения принципа уважения к личности: «Уважение достоинства личности предполагает нравственное самоограничение, профессиональную сдержанность…» [4].
Список использованной литературы:
- Баранов В.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М., 2009.
- Брйант Д., Тмпсон С. Основы воздействия СМИ. М., СПб, Киев. – 2004.
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста // URL: http://docs.cntd.ru/document/901854413
- Медиаэтический стандарт Общественной коллегии по жалобам на прессу // URL: https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756
- Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / Под ред. Ю.В.Казакова. М., 2004.
- Шайхитдинова С.К. Медиаэтика. – Казань, 2007.