Новости Коллегии

Новости Коллегии

ТЕСТ: Сможете ли вы отличить фейк от правды?

Продавщица из Нижнего Новгорода сбывала иностранным болельщикам проколотые презервативы, фанат сборной Исландии с именем Гундермурд Сигурдфлордбрадсен пожаловался на сложные названия российских городов, а мошенники водили иностранных туристов в фальшивый мавзолей, оборудованный в съемной квартире в Чертаново.

Если эти новости показались вам как минимум странными, то чутье вас не подвело. В отличие от российских СМИ.

Все эти заметки были написаны информационным агентством «Панорама», которое было создано в 2017 году, и на самом деле, является сатирическим сайтом с фейковыми новостями. Это можно понять, прочитав раздел «Об издании». Например, там сказано, что агентство было «основано в 1822 году как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича», а в 1990-е годы, помимо одноименного банка и агентства недвижимости, открыло сеть секонд-хендов «Панорама-boutique». Но если и здесь вас ничего не смутило, то редакции «Панорамы» предлагает постоянным клиентам скидку в своем киномонтаже!

Международный центр журналистики выпустил справочник по фейкам и дезинформации

Известно, что фейки – это не феномен. Концепция информационных войн восходит еще к Древнему Риму. В эпоху новых технологий их распространение стало глобальной проблемой из-за легкости фабрикации контента и его распространения посредством социальных сетей. Существуют люди, которые даже зарабатывают деньги на создании фейковых материалов. Но есть и хорошие новости: все больше профессиональных сообществ и журналистов стараются противостоять непроверенной и ложной информации, чтобы сохранить чистоту информации. Новый ресурс рассказывает об истории возникновения и развития фейковых новостей от времен Клеопатры до наших дней. Справочник по фейкам и дезинформации содержит также примеры, упражнения, тексты для чтения и задания, которые направлены на улучшение понимания сущности фейков и отделения их от объективной информации. Руководство разработано для журналистов, преподавателей, новостных организаций или школ журналистики. К сожалению, доступно оно пока только на английском языке.

Справочник был разработан сотрудницей Института Рейтер (Reuters Institute for the Study of Journalism) Джули Посетти и журналисткой австралийской вещательной корпорации ABC Элис Метьюс. Посетти также возглавляет проект Journalism Innovation Project, связанный с инновациями в области медиа, и является автором пособия «Защита журналистики в эпоху цифровых технологий».

Дайджест событий медиасферы, связанных с журналистской этикой. Июль-2018

В этом месяце больше всего историй было связано с проверкой информации. Если на современном – фактчеком. Недопроверяли все: и пиар-директоры, и ведущие западные СМИ, и известные российские. Кто-то извинялся, кто-то молча исправлял ошибки, а кто-то и вовсе не заметил ничего. Были и более неприятные события, как например, цензура и давление издателей на редакционную политику. Рассказываем по порядку.*

 

Тест "Почувствуй себя журналистом Reuters!"

Reuters - одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации, которое существует с середины ХIХ века. Рейтер также производит и поставляет материалы для других средств массовой информации на общественно-политические темы. Основные продукты: лента новостей, фото- и видео-материалы. В агентстве работают более 14000 сотрудников в 91 стране мира, в том числе 2300 журналистов, фотокорреспондентов и видеооператоров. «Рейтер» насчитывает в общей сложности 197 бюро по всему миру. На этических принципах и правилах этого агентства, прописанных в Кодексе этики, основывается наш новый тест.

Представьте, что Вы – сотрудник крупного международного агентства со строгими деловыми и этическим правилами. Работаете Вы в главном офисе, в Лондоне. Сможете ли Вы правильно поступить в каждой из ситуаций, сохранить репутацию и должность?

Сопредседатель Коллегии Михаил Федотов призвал представителей воронежских СМИ развивать медийное саморегулирование

Сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу, глава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 25 июля в воронежском Доме журналиста провел встречу с редакторами и сотрудниками региональных СМИ. 

В ходе встречи обсудили вопросы защиты прав журналистов, проблемы реализации свободы слова, перспективы медийного саморегулирования и другие актуальные вопросы.

Мероприятие состоялось в рамках выездного заседания СПЧ в Воронежской области. 

Каких этических принципов придерживается одно из крупнейших международных агентств Reuters?

Немного истории

Агентство новостей и финансовой информации было основано в 1851 году бароном Полом Джулиусом Ройтером (нем. Paul Julius Freiherr von Reuter). Он был выходцем из Германии, занимался предпринимательством, издательской деятельностью и журналистикой. Ройтер открыл первый офис в Лондоне для передачи биржевых сводок в Париж при помощи телеграфного кабеля, а до этого использовал почтовых голубей.

Изначально агентство специализировалось на коммерческих новостях, но вскоре расширило охват тем и заработало репутацию самого оперативного новостного агрегатора. Так, «Рейтер» первым сообщило об убийстве Авраама Линкольна.

В 2008 информационное агентство было выкуплено медиакорпорацией Thomson и стало называться Thomson Reuters. Как известно, у «Рейтера» есть 17 международных подразделений, включая российское.

 

Журналистика дронов и этические вопросы

Само понятие «дрон» стало популярным в России не так давно. Его ассоциируют чаще с игрушкой, нежели с серьезной машиной. Хотя беспилотные летательные аппараы (БПЛА) используются в авиации и военной промышленности и имеют четкие законодательные рамки. Им находят применение в разных сферах человеческой деятельности от любительской съемки до перевозки грузов и сбора информации для журналистских нужд. Термин «дрон-журналистика» или «журналистика дронов» стал активно использоваться благодаря американскому журналисту Тиму Пулу, который 17 сентября 2011 года в течение дня вел прямую трансляцию протестов на Уолл-Стрит с помощью одного смартфона и дрона. Его съемку использовали такие крупные телеканалы как Аль-Джазира, NBC.

На Западе журналистику дронов как отдельную область профессии впервые начали изучать еще в далеком 2002 году. Тогда слово БПЛА использовалось лишь в военном контексте, и мысль о том, что летательные аппараты смогут снимать целые репортажи, казалось абсурдной. Спустя 15 лет мы действительно имеем ряд ярких примеров журналистских материалов с использованием дронов и в России, и за рубежом. Например, первопроходцами среди российских СМИ стали РИА Новости, которые в 2012 году сняли с воздуха митинг на Болотной площади. В мировых медиа интересные примеры съемки можно наблюдать у BBC (полет над концентрационным лагерем к 70-летней годовщине освобождение Аушвица) или у National Geographic (снимки кратера вулкана в Вануату во время его извержения).

Кейс TJournal: Как боты распространили фейк про Навального и пенсионную реформу через блоги

Утром 28 июня неизвестные люди использовали платформу популярного издания TJournal для распространения заказного политического вброса по соцсетям и СМИ. Это заметили бдительные читатели TJ, а редакторы провели собственное расследование.

Особенностью издания являются блоги, в которых любой зарегистрированный и оплативший подписку пользователь может писать статьи и оставлять комментарии. Именно этой функцией и воспользовались неизвестные. Часть из них предположительно боты (роботы).

Заказная публикация была связана с критикой пропаганды Алексея Навального против повышения пенсионного возраста. Пользователь с ником «Надя Еремеева» сделал публикацию в блоге с заголовком «Переобулись: Гудков, Яшин, Гуриев и Навальный требовали повышения пенсионного возраста». В ней говорится, что 4-6 лет назад некоторые оппозиционеры выступали за повышение пенсионного возраста, а теперь вдруг резко передумали, то есть «переобулись налету». Материал частично снабжается скриншотами и подкрепляется ссылками на посты самих политиков в социальных сетях, так что на первый взгляд даже кажется убедительным и вполне информационным.

Журналистская солидарность – существует ли она в России?

Профессиональная солидарность является частью профессиональной этики и подразумевает единение групп людей на основании принадлежности к той или иной профессии. Часто она превращается в корпоративность – более узкое понятие.

Солидарность среди журналистов – дело тонкое и не везде популярное. В мире существует даже Международный день солидарности журналистов, который был учрежден старейшей Международной организацией журналистов (МОЖ) в 1958 году и отмечается 8 сентября. Сплоченность и единение помогают не только лоббировать определенные идеи, но и защищать их. Защищать демократию, свободу слова и информации как основополагающие принципы самой журналистики.

На деле солидарность в журналистских кругах наблюдается скорее на уровне межличностного общения и в чрезвычайных ситуациях. С одной стороны, она определенно выше, чем в остальных профессиях. Андрей Константинов, руководитель «Агентства журналистских расследований» в комментарии для «Лениздата» сказал:

«Когда что-то случается с кем-то из журналистов, все средства массовой информации наперебой начинают писать о том, что случилось, что это наверняка связано с профессиональной деятельностью, а правоохранительные органы не хотят ничего делать. Если нападут на инженера, то, может быть, никто даже не напишет ничего. А если и напишут, то не о том, что “ограбили инженера”».

Санкции для журналистов мировых СМИ: громкие увольнения из-за нарушений этики

В медиа действуют разные по своей жесткости санкции для журналистов, преступающих этические стандарты редакций. Мы решили посмотреть, за какие проступки наказывали чаще всего журналистов западных и российских СМИ в последние годы.

 

За сотрудничество с источником

В январе 2017 года репортер Джей Соломон – ветеран журналистики и сотрудник американского бизнес-издания The Wall Street Journal – был уволен после расследования Assosiated Press о его сделке с источником.

Источником оказался магнат иранского происхождения Фархад Азима, который предоставлял Соломону информацию для расследований об иранском бизнесе. Азима же просил журналиста помочь в проведении сделки по поставке оружия в Объединенные Арабские Эмираты, за что предлагал 10% акций его фирмы Denx. Все это выяснили журналисты AP из электронной переписки бизнесмена, которому предположительно украли хакеры.

Как развитие технологий влияет на изменение этических норм. Перевод статьи The Guardian

Оригинал статьи был опубликован 21 января 2018 года в газете Guardian.

Искусственный интеллект без сомнений даст обществу много преимуществ, но обеспокоенность относительно его способности принимать решения означает, что вклад людей остается очень важным.

Журналистика – это во многом сотрудничество: репортеры сотрудничают с источниками, писатели с редакторами, юристы консультируют издателей, продюсеры работают с дистрибьюторами, а аудитория дает обратную связь. Стремительное развитие искусственного интеллекта означает, что журналисты, вероятнее всего, будут сотрудничать все больше и больше с «думающими» машинами. Само слово относится скорее ко всей индустриальной и постинудстриальной эпохе, но вот «роботы» – это уже нечто новое. Люди заняты созданием мозга, если не сказать умов. Поэтому этот текст про искусственный интеллект, также известный как ИИ. Использование ИИ в журналистике изучается, анализируется и даже используется уже некоторое время. Так же, как и люди (а порой и лучше), искусственный интеллект может собирать информацию, обрабатывать и анализировать ее, принимать решения, говорить или писать. Однако принятие решений в сфере журналистики часто предполагает этический выбор, основанный на давних ценностях, прецедентах и редакционных стандартах. Подобная подотчетность помогает поддерживать доверие, от которого напрямую зависит общественно-демократическая польза самой журналистики.

Знакомы ли вы с этическими стандартами газеты Guardian? Тест

The Guardian (в переводе с англ. "Охранник") — леволиберальная ежедневная газета в Великобритании, основана в Манчестере в 1821 году под названием The Manchester Guardian. В 1959 году сменила название на нынешнее, а в 1964 году редакция переехала в Лондон. Сайт газеты — самый посещаемый из сайтов британских газет, известных как "качественная пресса" (quality press); причём его материалы могут отличаться от материалов бумажного издания. Согласно статье в Press Gazette, опубликованной в 2013 году, из всех британских газет The Guardian было самым читаемым из качественных изданий, с учётом как продаж бумажной версии, так и просмотров сайта газеты. В научных работах газету характеризуют как влиятельную, престижную и качественную, а также как одну из самых уважаемых газет в мире.


Как работает одна из крупнейших газет Великобритании? Каких профессиональных принципов она придерживается? Пройдите наш тест, чтобы узнать! Правильный ответ может быть только один.

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов