Новости Коллегии

Новости Коллегии

Дайджест событий медиасферы, связанных с журналистской этикой. Январь-2019

В этом выпуске мы собрали для вас наиболее яркие события из мира медиаэтики за первый месяц нового года. Как обычно, было разное – и смешное, и не очень, но лидером остается борьба с недостоверной информацией и фейками.

Самый русский фейк – про водку

В середине января несколько СМИ сообщили, что некая компания «Сургутспирт» выпустила водку крепостью 39 градусов вместо привычных сорока. При этом уточнили, что стоимость напитка останется прежней и вообще это не нарушает закон, потому что содержание спирта по ГОСТУ в водке может колебаться от 37,5 до 56 объемных долей. Изначально новость опубликовал сатирический портал ИА «Панорама», причем его юмористическая направленность четко обозначена на главной странице, прям в логотипе. Несмотря на это, издание «Новые известия» перепечатало новость со ссылкой на пост жителя Сургута в социальной сети.

ТЕСТ: Сможете ли вы угадать, по каким этическим принципам работает BBC?

Совсем недавно мы рассказывали о правилах и стандартах, на которых основывается вся работа британской общенациональной общественной телерадиовещательной организации BBC. Смело можно сказать, что разрабатывались и совершенствовались они годами, ведь организация ведет свою деятельность с 1922 года.

"В идеальном мире редакционные правила BBC состояли бы из одного предложения: используйте собственное суждение. Никакой набор правил или руководств не сможет заменить продюсерам, редакторам и менеджерам необходимость использовать мудрость, основанную на опыте, здравом смысле и четком наборе редакционных и этических ценностей, когда они сталкиваются со сложными редакционными проблемами", - гласит руководство редакции.

Мы рассказывали о том, что именно в нем указано в отношении сбора информации, работы с онлайн-материалами, освещения преступлений, гипнотических и оккультных актов, религиозных вопросов, работы с детьми несовершеннолетними. Даже если вы еще не успели ознакомиться с выдержками из guide line, мы предлагаем вам пройти наш тест и проверить свою интуицию!

Искусственный интеллект в СМИ: примеры использования и медиаэтика

На протяжении последних лет вопрос использования искусственного интеллекта в новостных медиа стоял особенно остро, ведь надо было не просто понять, как и зачем его использовать, но и оценить потенциальные риски. В том числе, с этической стороны.

Что такое искусственный интеллект (ИИ)?

По большому счету, это робот, который способен выполнять творческие функции, традиционно считающиеся прерогативой человека. Он способен учиться и самосовершенствоваться. Это называют машинным обучением. При этом робот/машина не обязательно имеют физическое обличие, это может быть и невидимая программа.

Как правило, существующие на сегодняшний день интеллектуальные системы имеют узкие области применения. Например, они помогают найти человеку что-то в интернете, написать текст по данным из открытых источников или сыграть с вами в шахматы (и обыграть).

Союз журналистов и Медицинская палата Алтайского края договорились об экспертизе публикаций в СМИ

Общественная коллегия по жалобам на прессу 25 декабря провела семинар для территориальной коллегии по жалобам на прессу в Барнауле.

Одним из главных итогов мероприятия можно считать диалог, который состоялся между Союзом журналистов Алтайского края и Медицинской палатой региона. По итогам семинара эти общественные организации подготовят соглашение об экспертизе публикаций, связанных с проблемами здравоохранения, поскольку ситуация с освещением этой непростой для понимания сферы сегодня складывается далеко не в пользу СМИ. Журналистские ошибки в освещении этой тематики, проистекающие нередко из-за традиционной закрытости отрасли, имеют далеко идущие негативные последствия, которых можно было бы избежать еще на этапе подготовки публикации к печати. Представители Союза журналистов и Медицинской палаты надеются, что их решение послужит примером для других регионов России.

Семинар Коллегии был посвящен круглой дате, 25-летию Конституции РФ. И посвящение это не ритуально, ведь одной из главных задач модератора стало – предложить его участникам оглянуться на ту роль, которую СМИ и журналисты призваны играть в реализации фундаментальных конституционных принципов и конкретных статей, защищающих права человека, а равно и на те профессионально-этические, в основе своей, проблемы, с которыми они при этом сталкиваются.

По каким правилам живет BBC? Знакомимся с этическими принципами британского вещателя

BBC (British Broadcasting Corporation) – это британская общенациональная общественная телерадиовещательная организация, ведущая свою деятельность с 1922 года. Главный офис компании располагается в Лондоне, а вот работает она по всему миру, включая Россию (известна как «Русская служба новостей»).

Интересно, что финансирование ВВС осуществляется из специального налога, который платят все жители Великобритании, владеющие телевизорами и любыми устройствами, с помощью которых можно просматривать видеосигнал в режиме реального времени, включая мобильный телефон. Ежегодно эта сумма составляет порядка 2,8 млрд фунтов.

Специализируется ВВС на телевидении и радио, хотя, как и любое новостное медиа в современном мире, у них есть сайт, социальные сети и прочие каналы дистрибуции.

Вся корпорация руководствуется в своей деятельности Королевской хартией, которая гарантирует ВВС полную независимость от государства, правительства и час того бизнеса. Все сотрудники компании по всему миру руководствуются единым Сводом правил (Producers’ Guidelines).

СОМС: МГТРК "Мир 24" нарушила этические стандарты при освещении событий в Грузии

Консультативная комиссия по противодействию пропаганде Сети организаций медийного саморегулирования признала сюжет и статью на сайте Межгосударственной телерадиокомпании «Мир 24» «Житель Тбилиси в знак протеста поставил ванную в центре города» такими, которые не соответствуют журналистским стандартам и могут восприниматься аудиторией как пропагандистские.

Сюжет и статья были размещены на сайте 22 июля 2017 года. В жалобе Совета Хартии Журналистской Этики Грузии указывалось, что материал содержит манипуляции фактами в политических целях и злоупотребляет доверием граждан к средствам массовой информации и журналистам.

После детального рассмотрения жалобы, Консультативная комиссия по противодействию пропаганде пришла к единогласному мнению, что «в оспоренном выпуске новостной программы присутствует фальсификация фактов – а именно радикальное расхождение сказанного героем публикации, «человеком в ванне», на грузинском языке и «переводом» его слов на русский. В отсутствие опровержения данная фальсификация может восприниматься аудиторией как умышленная, используемая в целях пропаганды или дезинформации. Социальный контекст, в который авторы искусственно включили свой сюжет, заставляет задаться вопросами о границах допустимого в тележурналистике межгосударственного вещателя, а также о рисках отождествления безответственной, некачественной журналистики с вульгарной телепропагандой».

Коллегия рассмотрит жалобу "Мемориала"* на интернет-СМИ "News Front"

Общественная коллегия по жалобам на прессу получила обращение Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "МЕМОРИАЛ"* в связи с публикацией на сайте News Front статьи под заголовком "Сандармох: Американо – геббельсовская пропаганда "Мемориала". 

Представители общества считают, что автор материала нарушил сразу несколько принципов журналистской этики. В публикации распространяется заведомо ложная информация - клевета, направленная на нанесение ущерба организации.

"К сожалению, статья "Сандармох: Американо - геббельсовская пропаганда "Мемориала"не похожа на доказательственную журналистику, целью которой является поиск правды. В ней содержится намеренное передергивание и искажение фактов, разделение на «своих и чужих» с очернением "чужих" и обелением "своих", - говорится в заявлении "Мемориала" в адрес Коллегии.

Дата заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, определится в ближайшее время.

Доверие граждан к СМИ: что изменилось за последние годы?

Анализируем данные из открытых источников и исследования за последние три года, чтобы понять, как менялось отношение граждан РФ к средствам массовой информации за это время.

Доверие – единица непостоянная и склонная к изменчивости. Она зависит от интереса человека, его установок, эмоциональных реакций и личного опыта. Позитивные результаты взаимодействия человека с другим объектом вызывают доверие и при повторении закрепляют положительную реакцию. Так мы реагируем на СМИ, которые являются для нас основным источником информации.

Однако повестка у изданий и телеканалов всегда меняется и подстраивается под текущие событие и происшествия (даже, если это развлекательный портал). Так что паззл доверия, сложенный из мельчайших элементов вроде картины дня, подачи, формата, тона, ответной реакции человека, очень нестабилен. Хотя на протяжении уже многих лет лидерство за собой сохраняет телевидение, как с точки зрения массовости, так и с точки зрения доверия граждан. Невероятно, но факт.

Об июньской украинской встрече членов Сети организаций медийного саморегулирования

Очередная ежегодная встреча участников Сети организаций медийного саморегулирования (СОМС) состоялась 21-22 июня в Киеве. На ней собрались представители организаций, занимающихся вопросами журналистской этики, из Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Молдовы, Украины и России.

Первый день заседаний начался с приветственных слов Сюзанны Мнацаканян, представителя украинского офиса Совета Европы и руководителя проекта "Свобода медиа в Украине", и Ольги Кравцовой, на этот раз представлявшей на встрече российскую Общественную коллегию по жалобам на прессу, которая с декабря 2017 г. выполняла функции председательствующей организации СОМС.

Программа первого дня включала обсуждение жалоб и кейсов, тенденций и вызовов, с которыми имели дело организации-участники Сети в последние полгода после встречи в Тбилиси в декабре 2017 г., рассмотрение новых тенденций в освещении выборов и роли пропаганды, обсуждение этических рекомендаций для журналистов, использующих методы журналистского расследования и журналистов, пишущих на судебные темы.

Дайджест - 2018. Что произошло в мире медиаэтики в уходящем году?

Воронка фейков в Кемерово

Страшная трагедия произошла в Кемерово 4 апреля: пожар в торговом центре унес жизни многих людей, детей и животных. Там, где есть место горю, есть место и недостоверной информации. Сначала кто-то осторожно упомянул, что на самом деле там не десятки, а сотни жертв. Затем это повторил второй, десятый, сотый человек. Решающий удар нанесли блогеры и публичные личности.

В конечном итоге, весь рунет обсуждал ложь СМИ, которые якобы скрывают 400+ жертв. А все это пошло от совершенно бесчеловечного пранка [злого розыгрыша, граничащего с грубостью] от блогера Евгения Вольнова, который в день трагедии звонил в морги и похоронные бюро, представлясь высокопоставленными чиновниками, с вопросом, найдется ли определенное количество мест или гробов (в разных ситуациях он называл цифры 300, 400, 450 жертв).

О событиях тех ужасных дней мы написали материал с советами, как бороться с распространением фейков в сети и самим не попасться на них. Можно почитать здесь.

 

5 вариантов, как СМИ отвечают на запрос об удалении материал

Большинство новостных организаций не хотят удалять материалы со своих сайтов, и это вполне обоснованно. Во-первых, им не хочется нарушать целостность архива. Во-вторых, удовлетворив один запрос, придется удовлетворять все последующие.

Некоторые СМИ все же экспериментируют с альтернативными способами работы с неугодными материалами, что помогает им и запись оставить, и удовлетворить запрос человека.

Чтобы лучше разобраться в проблеме, стоит взглянуть на причины, по которым люди требуют удаления материалов:

1. Источник считает, что в истории содержатся искажения или неточности.

2. С человека были сняты обвинения/оправдан судом, поэтому хочет очистить свою репутацию в СМИ в том числе.

3. Раскаяние источника: человек сожалеет о том, что сказал и хочет убрать свое имя или свои слова из материала.

4. Раскаяние автора: журналист смущен тем, что он написал. Например, недавно такая история произошла в студенческой газете Университета Миссури The Maneater. Бывшая секс-обозревательница попросила удалить материалы ее авторства, так как она подала документы на юридический факультет и боится испортить свой профессиональный имидж (главный редактор сказал, что материалы не удалили).

 

Журналистский долг и дезинформация несовместимы. Обращение СОМС к журналистам и редкторам

Обращение членов Сети организации медийного саморегулирования к журналистам и редакторам

исходя из основных положений Совместной декларации о свободе выражения мнения, а также «фейковых» новостях, дезинформации и пропаганде, принятой в Вене 3 марта 2017 года;

принимая во внимание факт существенного ужесточения законодательства в регионе стран, входящих в Совет Европы, предусматривающего, в том числе, возможность привлечения к ответственности СМИ за распространение дезинформации;

основываясь на опыте рассмотрения жалоб в Консультативной комиссии по противодействию пропаганде Сети органов медийного саморегулирования (СОМС);

Сеть органов медийного саморегулирования (СОМС), представляющая органы медийного саморегулирования Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России, Украины

   

Подать жалобу

Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов, единого оператора грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества

Сайт Фонда президентских грантов